Тюменские родители взбунтовались против проб Манту
Тюменские родители бьют тревогу: здоровых детей не пускают в садик из-за отказа делать реакцию Манту. Здоровых, по версии педиатра, детей не пускают в садик без справок фтизиатра о том, что они здоровы. Родители привитых детей не хотят, чтобы их чада находились в одном коллективе с «отказниками», а администрация садиков ссылается на федеральные акты, которые «внезапны и противоречивы». Малыши сидят дома, их мамы вынуждены бросать работу. Подробности — в материале «URA.Ru».
Ряд тюменских родителей, чьим детям было отказано в посещении детского сада ввиду отсутствия у тех справки от фтизиатра, обвиняет администрации дошкольных учреждений в нарушении конституционного права на образование. Родители мотивируют свой отказ от прививок и приема у врача тем, что дети здоровы, подтверждая это справкой от педиатра. При этом рассказывают жуткие истории о том, как их малыши пострадали от прививок.
«Первый раз реакцию Манту у ребенка проверяли, когда ему был год и три месяца. После этого у малыша поднялась температура, воспалились лимфоузлы. Врач сказал — стечение обстоятельств. После этого я отказалась от дальнейших проб Манту. Затем ребенка взяли в садик и проблем не было до тех пор, пока нам не выписали направления на анализы и прием фтизиатра. Вместо этого я пошла к педиатру, который обследовал ребенка и сделал заключение о том, что он здоров. Эту справку я показала заведующей, объяснив, что ребенок в дополнительных обследованиях не нуждается, поскольку подозрений на туберкулез нет. В итоге после Нового года в посещении садика нам отказали и ребенок сидит дома», — рассказала Анна Саакова.
«До 2,5 лет ставили все прививки — ребенок постоянно болел: бронхиты, отиты, орз, орви. В августе 2015 года он заболел вирусным серозным менингитом, в результате осложнений потерял зрение на один глаз на 60%, на другой — на 100%. После этого был медотвод от прививок на полгода — ребенок перестал болеть вообще. С 6 июня не ходим в садик, потому что я отказалась от приема фтизиатра и реакции Манту. Я разговаривала с заведующей, снимала на видео, она отвечала: не переживайте, ребенок будет ходить в сад. А на следующий день мне звонили и угрожали не пустить без справки. Так и сделали», — рассказывает Людмила Анчугова. — «Я считаю, что все наши болезни и осложнения, в результате которых ребенок теперь с ограниченными возможностями здоровья, — это побочные эффекты прививок. После каждой прививки у ребенка поднималась температура, однажды — почти до 40. Прямой зависимости от прививок никто из врачей не выявил».
«Мы — отказники с рождения. За четыре года ребенок ничем не болел. Это наш с мужем осознанный выбор. Почему же наш выбор не уважают, мы же никому его не навязываем? — недоумевает Аурика Шихова. — А детям нужно ходить в садик, родители вынуждены увольняться с работы. Кроме того, на нас оказывают давление администрация детских садов, другие родители, клеймят нас, пугают органами опеки».
«Осенью 2015-го года мне было вручено уведомление о том, что в течение месяца мы должны посетить фтизиатра и предоставить справку о здоровье ребенка. При этом у нас есть отказ от вакцинации. 7 декабря пришел приказ от заведующей на моих детей четырех и шести лет о запрете посещать детский сад до результатов обследования. В конце декабря я обратилась с заявлением в прокуратуру Калининского района, которая вынесла заключение, что справку надо делать, нарушений нет. Постановление я обжаловала в Генпрокуратуре, которая спустила вопрос в областную инстанцию. В марте было вынесено представление за подписью зампрокурора Власова о незаконности запретов посещения детских садов в отношении детей 28 обратившихся родителей. Но заведующая детсада, сославшись на департамент по образованию и Роспотребнадзор, сказала: „Без справки ничего не могу поделать, подавайте на меня в суд“», — делится опытом Марина Некрасова.
Аналогичные решения по той же проблеме были приняты в Кировской, Челябинской и Костромской областях. На претензии родителей по всей России отреагировал и главный детский обмудсмен Павел Астахов. Он отметил, что родители ребенка вправе отказаться от туберкулинодиагностики, а ограничения касаются детей, у которых подозревают туберкулез. Родители «отлученных» от садика детей в один голос утверждают, что ни один педиатр не выдал им направления к фтизиатру, поскольку никаких подозрений на туберкулез нет.
Тюменский детский обмудсмен Андрей Степанов согласен с Астаховым и отмечает, что обследование детей необходимо. Однако у родителей должен быть выбор доступных и современных средств, которые давали бы более четкий результат и были бы более совместимы с детским организмом, чем реакция Манту, у которой 60% ложно-положительных результатов и после которой действительно встречаются побочные эффекты.
«Тюменский регион — один из самых неблагополучных по туберкулезу, эти показатели выше, чем в Пермском крае, где объявили противоэпидемиологическую ситуацию. Есть такие болезни, которые, как говорят врачи, „надо найти“, а туберкулез „сам тебя найдет“. Сейчас мы наблюдаем оживление антипрививочного лобби, быстрое распространение материалов, которые обрастают дополнительными слухами», предупреждает, однако, Степанов.
«Проблему породила правовая коллизия федеральных законов, которые, с одной стороны, дают право отказа не только от туберкулинодиагностики, но и от любых других видов прививок, и это не может препятствовать детям в получении образования. С другой стороны — есть нормативные федеральные акты, которые обязывают проводить диагностику тогда, когда ребенок приходит в организованный детский коллектив. Нужно обращаться в суд, но практика показывает, что большинство решений принимается в пользу образовательного учреждения. Судьи руководствуются правом других детей, которых, к слову говоря, большинство, на здоровье и комфортные условия пребывания в образовательном учреждении», — отмечает Степанов.
Тюменские активисты из числа родителей «отказников» при помощи юриста Ярослава Ильина, имея на руках постановление прокуратуры и рекомендации обмудсмена, пытаются вернуть здоровых детей в садик без лишних справок. Однако ситуация в целом зашла в тупик. Здоровых, по заключению педиатра, детей не пускают в садик без справок от фтизиатра о том, что они здоровы. Родители большинства не хотят, чтобы их чада находились в одном коллективе с «отказниками», чем вводят тех в недоумение: «Чего же вы боитесь, раз вы привитые?» Администрация садиков ссылается на федеральные акты, которые «внезапны и противоречивы».
В городском департаменте образования напомнили, что администрация детсадов исходит из федеральных законодательных актов. В соответствии с правилами, утвержденными постановлением главного санитарного врача РФ от 22.10.2013, ребенок допускается в детский сад после предоставления заключения врача-фтизиатра об отсутствии туберкулеза. «Отказникам» дается месяц на представление справки, и, если родители ее не представляют, ребенка в детский сад не пускают.
«Ребёнок переводится на получение образования вне детского коллектива, в домашних условиях, оставаясь в числе воспитанников ДОУ. Но контакт с воспитанниками детского сада исключен до момента представления заключения врача-фтизиатра», — отметил пресс-секретарь департамента Надежда Сизова.
На сегодня правозащитники добиваются на федеральном уровне от министерств образования и здравоохранения того, чтобы четко был прописан регламент действий родителей в спорной ситуации. Также они требуют направить в регионы информационные письма с разъяснениями федерального законодательства. Цель — не допустить неправомерного вывода несовершеннолетних, родители которых отказались от диагностики и вакцинации, из образовательных организаций. Эти меры, по мнению правозащитников, помогут решить затяжные конфликты. По крайней мере пока решается вопрос о том, как сбалансировать противоречащие друг другу законодательные акты.
Депутат Тюменской городской думы от «Справедливой России» Сергей Морев назвал недостаток средств главной причиной ситуации, сложившейся вокруг «проб Манту». «У меня у самого трое детей, и я им пробу Манту ставил, все было отлично, — рассказал Морев. — Если речь идет о здоровье ребенка и родитель понимает, что проба, возможно, чревата какими-то последствиями — пожалуйста, у нас платные услуги никто не отменял. Если предоставлять на выбор несколько вариантов, люди предпочтут ту пробу или прививку, которая подороже и получше. И затраты бюджета на эти мероприятия кратно возрастут».
«Мне кажется, в этой сфере как минимум половина проблем, если не больше, от безденежья. Вопрос финансирования просто ставит на грань выживаемости всю эту отрасль», — подытожил Морев.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Тюмени? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Темы Тюмени», чтобы узнавать все новости первыми!