Кто угрожает российской безопасности
День России по-прежнему вызывает у населения спорные чувства: для одних это настоящий праздник или просто выходной день, для других — трагическая дата, с которой начался распад СССР и ослабление страны. После присоединения Крыма власти России заговорили о новом этапе защиты интересов российского государства и новых геополитических вызовах. Война в Донбассе, западные санкции, спецоперация в Сирии, попытки подружиться с Китаем, новый противник в лице Турции диктуют России новую международную повестку безопасности. О том, что сейчас угрожает нашей стране и где могут развернуться новые войны — в материале «URA.Ru».
В начале июня обновленная «Белая книга» Германии вызвала скандал в российских дипломатических кругах из-за того, что Россия после присоединения Крыма и войны на юго-востоке Украины указана там как угроза для мирового порядка в Европе. Правда позже посол ФРГ сказал, что книга еще не опубликована, а цитаты оттуда — спекуляции. Но в любом случае это уже не первый раз, когда западные страны называют Россию в ряду серьезных мировых угроз. Ранее президент США Барак Обама называл Россию в числе угроз «мирной Европе», поставив в один ряд с запрещенной в РФ террористической группировкой «Исламское государство» и «Аль-Каидой». Интересно, что в свою очередь недавний опрос «Левада-центра» показал, что граждане России считают основными противниками страны США, Украину и Турцию. Почти все опрошенные эксперты «URA.Ru» и собеседники агентства, близкие к МИД, также называют США в числе первых и главных геополитических угроз России.
США: локальные войны, экономическая изоляция и пятая колонна
В конце прошлого года Владимир Путин подписал указ, утверждающий обновленную стратегию национальной безопасности страны. В ней среди главных государственных угроз указаны наращивание потенциала НАТО у границ России и расширение системы ПРО. Заведующий Центром войн и геополитики Института всеобщей истории РАН Михаил Мягков считает, что инфраструктура НАТО, техника, военное вооружение, солдаты НАТО, приближаясь к российским границам, могут провоцировать череду локальных конфликтов. «Потом они могут перерасти в военные действия, которые мы наблюдали на Украине», — прогнозирует эксперт. Собеседники «URA.Ru», близкие к структурам МИД, в свою очередь описывают основной фронт стратегического противостояния: увеличение военного присутствия от Балтийского до Черного морей и продолжение финансовой поддержки киевской власти. А значит, именно от позиции Вашингтона будет зависеть угроза возобновления войны в Донбассе.
Еще один момент, который отмечают эксперты, — это экономическия изоляция России. «Несмотря на смягчающуюся риторику некоторых европейских стран: Франции, Италии, в ближайшие годы санкции не будут сняты с России. ЕС не сможет отступиться от солидарности с США в этом вопросе», — считает источник «URA.Ru» в МИД. Эксперт Михаил Мягков также указывает на угрозу Транстихоокеанского партнерства под эгидой США: «Эта организация выключает Россию из сотрудничества в этом регионе и грозит ей экономической изоляцией. А санкции на Западе и Востоке могут привести к экономическому коллапсу. Китай же в этом случае будет придерживаться собственных интересов, хотя и считается нашим стратегическим партнером», — говорит политолог. Самый страшный сценарий для России с участием США прогнозирует политолог Константин Сивков: «Главную роль в разгроме России будет играть дезорганизация нашей социальной жизни под знаменем радикального либерализма. А главным инструментом этого станет пятая колонна: гражданская армия США, развернутая на нашей территории. Уже после организованного хаоса в России могут включиться в действие натовские войска». В то же время военный эксперт, полковник запаса Михаил Ходаренок говорит, что не стал бы рассматривать вооруженный конфликт России и Запада как реальный сценарий: «Думаю, это невозможно именно в силу опасности разворачивания ядерной войны. Гораздо большая угроза, на мой взгляд, исходит в настоящее время от исламского терроризма, а также от Китая».
«Китай в состоянии передавить своих соседей»
После экономических санкций Европы и США в официальной риторике российских властей дружба с Китаем фигурирует как альтернатива западной изоляции: совместные газовые проекты, развитие Сибири и Дальнего Востока, совместная работа в ООН, G20, БРИКС и ШОС. Между тем один из бывших посольских сотрудников по линии Китая указывает на неравноправные отношения двух стран: «В газовый проект с КНР Россия вкладывает 55 млрд долларов, а Китай — только 20 млрд долларов. Фактически за собственные средства наша страна проложит трубопровод по своей территории, который будет поставлять газ исключительно одному государству». Кроме того, собеседник «URA.Ru» рассказывает об угрозе экспансии постсоветского пространства со стороны Китая. В частности, этому может способствовать проект Экономического шелкового пути, который включает Киргизию, Таджикистан, Узбекистан. Кроме того, что касается развития территории Дальнего Востока, Китай действительно готов инвестировать в российскую экономику, но при условии, что Россия создаст рабочие места для китайцев. Источник «URA.Ru» в правительстве также указывает на растущую напряженность в отношениях России и Китая по вопросу Арктики: Пекин все активнее говорит об Арктике как об общем достоянии, и эта линия рассуждений крайне неприятна для российских властей». Еще один момент, который создает риски для геополитических интересов страны — это намеки Китая о том, чтобы Россия сократила военно-техническое сотрудничество с Вьетнамом.
Военный эксперт Михаил Ходоренок говорит, что «КНР сегодня приобретает невиданную мощь, и в состоянии передавить своих соседей»: «Конечно, Россия с ее плохо освоенными территориями — лакомый кусок для Китая. Боюсь, что рано или поздно столкновение с КНР станет неизбежным. По сути, это лишь вопрос времени», — предрекает политолог. Но эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов говорит, что КНР в настоящее время занята исключительно реализацией своих амбиций в Южно-Китайском море: «К тому же китайская политика в регионе вызывает крайнее раздражение Вашингтона, что должно способствовать сближению Москвы и Пекина».
«Исламское государстве» на границах России
Спецоперация России в Сирии стала главным ответом на вызов террористической угрозы запрещенной в России
организации «Исламское государство». Российские власти решили, что с террористами будет дешевле бороться на Ближнем Востоке, чем на границах России после их возвращения. Но уже 15 марта Владимир Путин подписал приказ о выводе российских войск из Сирии. Эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов говорит, что сейчас ИГИЛ по-прежнему представляет для России угрозу не непосредственно, а через распространение своих экстремистских идей на Северный Кавказ, Среднюю Азию и Казахстан. По его словам, возникновение в этих странах террористического подполья может привести к вылазкам радикалов в Россию.
Правительственные эксперты, работающие на среднеазиатском направлении, говорят об угрозе политической дестабилизации наиболее слабых регионов Средней Азии со стороны бойцов ИГ. «Мы фиксируем угрозы исламской революции в Центральной Азии: там, где уровень бедности крайне высок, и есть возможность раскачать ситуацию. В результате под боком у России может появиться неуправляемая территория, где власть возьмут террористы», — рассказывает осведомленный собеседник агентства. По его словам, экономический кризис, который заставляет Россию сворачивать инвестиционные программы в Центральной Азии, также может способствовать этому сценарию.
Турция ударит по регионам России
С началом спецоперации в Сирии Россия фактически вступила в конфронтацию с Турцией, у которой были свои региональные интересы по использованию борьбы с запрещенной в России ИГ для подавления курдских отрядов. После сбитого российского самолета Россия ввела против Турции экономические санкции, и отношения двух стран были испорчены окончательно. При этом Турция считается неформальным лидером тюрксого мира и может оказывать серьезное иделогическое влияние на соседей России: например, на Казахстан. Кроме того, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук указывает на то, что Турция в результате этого конфликта может представлять угрозу и для внутренней политики России: «Тот же Татарстан не так давно, когда у Москвы начались большие проблемы с Анкарой, дал понять, что будет придерживаться своей линии в этом вопросе. Остаются объективно большие группы населения в Крыму, которые ментально связаны с турецким фактором. Поэтому, если Турция разозлится всерьез, она будет влиять на внутренние «тюркские» регионы РФ», — поясняет политолог.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.