«Ты летаешь? У тебя будут проблемы»
Выручка международного аэропорта Екатеринбурга упала в разы. Сокращая издержки, «Кольцово» массово увольняет работников. Несогласных с увольнением «обрабатывает» служба безопасности. История человека, которому пришлось отстаивать свое рабочее место с боем — в материале «URA.Ru».
По аэропорту «Кольцово» ударил кризис. Из-за запрета на полеты в Египет и Турцию ухудшились финансовые показатели. Их падение было заметно уже в 2015 году, но в 2016-м оно стало катастрофическим. По словам источника, знакомого с финансовой отчетностью компании, доходы ПАО «Аэропорт Кольцово» в I квартале по сравнению с докризисными периодами упали едва ли не в 10 раз.
В этой ситуации предприятие проводит жесткую программу по оптимизации.
По указанию из Москвы (аэропорт «Кольцово» входит в группу компаний «Ренова») в первую очередь «режут» самые затратные статьи расходов — на персонал.
Причем сокращения идут отнюдь не по принципу полезности работников — в первую очередь увольняют неугодных начальству и тех, кто не располагает дружескими связями в корпорации, чтобы сохранить за собой рабочее место. По крайней мере, такова версия тех, кто не сумел сохраниться.
Одной из жертв такой кадровой политики стал человек, выполнявший функции главного бухгалтера аэропорта.
«В январе 2015-го мне предложили эту должность, поскольку предыдущий главбух ушла в декретный отпуск, — рассказала «URA.Ru» Светлана Окатова. — Правда, договор я подписывала не с аэропортом «Кольцово», а с неким ООО «ЦИА» (Центр Инвест Аудит) — мне пояснили, что это организация, которая на аутсорсинге обслуживает порт и все связанные с ним активы».
По рассказу экс-главбуха, она сводила отчетность по девяти юрлицам, включая само ПАО «Аэропорт Кольцово». Увольнения работников аэропорта и смежных организаций начались в 2015-м, продолжаются и сейчас. «Первая волна была в феврале—марте 2015 года, — рассказывает девушка. — Бухгалтерию тогда не трогали — сокращали в основном производственные подразделения. А бухгалтерам сказали: «Продолжаете ходить на работу, но пишете заявления на отпуск без сохранения зарплаты на один день в неделю»».
Второй этап увольнений проходил летом 2015 года. «1 августа нас, бухгалтерию, вдруг внезапно заставили уволиться из ООО «ЦИА» и в тот же день приняли в штат ПАО «Аэропорт Кольцово»», — продолжает рассказ Светлана. Третья волна сокращений пошла с начала 2016 года и длится по сей день. «С января начали «чистить» уже и само управление, причем очень сильно, — говорит девушка. — Оптимизация прямо-таки массовая: люди один за другим идут с обходными листами».
Сколько точно человек было уволено из аэропорта и смежных организаций, неизвестно: сводная информация о численности персонала является закрытой, однако исходя из данных по бухгалтерии, где из 60 работников осталось порядка 40, можно сделать вывод, что
в «Кольцово» персонал мог быть сокращен не менее чем на треть.
Окатову решили убрать, как только предыдущий главбух Ирина Платонова вышла из декрета, и Светлана стала не нужна. Как ей потом пояснили старожилы компании, здесь так принято. «Тут часто принимают людей со стороны, они что-то внедряют, потом, если человек — трудоголик, но не лидер — его оставляют, а от тех, кто хочет расти, избавляются», — рассказывает девушка. — Отношение к людям, как к материалу».
Первый раз представитель службы безопасности пришел к ней в феврале — сказал Окатовой, что она должна уволиться по собственному желанию. «Я ответила, что не могу просто написать заявление и уйти в никуда, предложила вариант — по соглашению сторон с выплатой компенсации, но мне сказали: «Нет», — вспоминает Светлана. — Второй раз он был более настойчив — уже
звучали угрозы: «Ты сама пользуешься услугами предприятия — подумай, насколько для тебя это рискованно».
В марте и/о главбуха не трогали — дали спокойно сдать годовой отчет, но в апреле прессинг возобновился с новой силой. «22 числа меня вызвали и говорят, что я должна, не выходя из кабинета, подписать допсоглашение. Я даже не стала его брать в руки, но условия мне озвучили: оклад — и я ухожу. Когда я сказала, что по закону они обязаны предупредить меня за два месяца и потом еще три месяца платить оклад, он сказал, что найдет способ, как меня уволить: «У вас будут проблемы».
Девушка не стала сдаваться, а привлекла адвокатов: именно с их помощью ей пришлось пробиваться к своему рабочему месту — у нее забрали ключ от кабинета и запретили доступ в здание бухгалтерии. 6 мая Светлана ушла на больничный, выйдя из которого, обнаружила, что выиграла бой: ее работодатели были вынуждены пойти по пути официального сокращения. Правда, это стоило ей нервов.
«Главный бухгалтер собрала всю бухгалтерию и сказала, что я буду сокращена, и со мной не надо общаться, а все, кто будут в этом замечены, подпадут под сокращение, — рассказывает девушка. — Это вообще нормальные методы?
Была целая куча других мелких гадостей: выключали дистанционно компьютер, стерли учетную запись в бухгалтерской программе. И все это заставляли делать людей, которые потом подходили ко мне на улице и извинялись:
они были вынуждены подчиняться, потому что деваться некуда — у всех кредиты, ипотеки, на дворе кризис, более стабильного предприятия не найти, тем более что большинство — кольцовские».
Помимо нервов, борьба за законное увольнение обернулась для Окатовой и финансовыми потерями: ей не выплатили премию за 2015 год. По ее словам, в «Кольцово» рядовые сотрудники получают премии ежемесячно, а вот руководящему персоналу по итогам года выплачивается бонус, размер которого зависит от позиции в компании (топ-10, топ-20, топ-50) и исчисляется в нескольких окладах (например, пять, десять) — в денежном выражении это могут быть миллионы рублей.
По словам экс-главбуха, практика увольнения людей под давлением применялась не только по отношению к ней. «Ко мне приходили люди из других подразделений и рассказывали, что их убирали такими же жесткими методами, — говорит Светлана. — Большинство после этого писали заявления на увольнение без всяких выплат. В крайнем случае, увольнения происходили по соглашению сторон с двумя окладами — и люди с радостью уходили, потому что не хотели проблем». По ее мнению, главная задача, которую при этом решали кадровики и безопасники, — чтобы как можно больше денег осталось у аэропорта. «Себя-то они премий не лишили!»
Кстати, борьба, которую девушка вела с администрацией порта, не осталась незамеченной в коллективе. «Ко мне подходили люди со словами: «Мы знаем, что вы сражаетесь, и рады этому: хоть кто-то немножко их прижмет! — вспоминает Окатова. — Я все понимаю: сокращения, меня решили убрать, но зачем издеваться? Хотите уволить — найдите общий язык, предложите деньги, ну хоть какие-то.
Нельзя просто сказать человеку: «Ты летаешь — у тебя будут проблемы».
В пресс-службе аэропорта «Кольцов» «URA.Ru» подтвердили факт сокращения работников. «Аэропорт «Кольцово» проводит сокращение производственного и управленческого персонала в связи со значительным снижением объемов работ, вызванных ростом курса валют, уходом с рынка ряда авиаперевозчиков и закрытием популярных туристических направлений», — заявил агентству руководитель департамента стратегических коммуникаций Дмитрий Тюхтин.
По его словам, сокращение проходит в несколько этапов, количество сокращаемых сотрудников будет зависеть от динамики в отрасли.
«Пока она остается негативной, — отмечает Тюхтин. — Принятое решение позволит оптимизировать производственные процессы и сохранить операционную эффективность «Кольцово». Процедура сокращения работников проходит в полном соответствии с законодательством РФ, с соблюдением всех прав работников и информированием территориальных органов занятости в установленном порядке».
«URA.Ru» будет следить за развитием событий.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!