«Нас ждет унылый процесс переизбрания единороссов»
Пока широкие массы обсуждают футбол, погоду и открытие Турции, политики и администраторы всех мастей заняты выборами. К чему готовиться кандидатам, избиркомам и электорату? Главные «фишки» и подводные камни кампании-2016 — в авторской колонке юриста и политтехнолога Ивана Кадочникова.
Начиная с 2013 года, выборов мэра Москвы Сергея Собянина, существует горькая шутка политтехнологов: нельзя ошибиться в результатах выборов, можно ошибиться только в явке избирателей на выборах. В этой шутке есть доля истины. Не секрет, что в основе нашего государства лежат выборы. Благодаря избираемости власти не теряется связь между государством и обществом. Между тем результат довольно легко просчитывается, администрируется и управляется. Здесь я хотел бы остановить либеральное негодование и очень корректно заметить, что это демократическая и европейская практика, а не исключительно российское и тоталитарное изобретение. Во всем мире так. Чем мы хуже?
Но вернемся к выборам 18 сентября 2016 года.
Нас, к счастью, ждет абсолютно унылый и легитимный процесс переизбрания депутатов от партии «Единая Россия».
Однако в конце августа и начале сентября вероятен вал «чернухи», которую будут делать все кандидаты и партии. Но, естественно, все будут это осуждать и никто в этом не признается. Раскроем ряд особенностей и ряд «фишек» этой избирательной кампании.
Во-первых, нас ждет очень низкая явка избирателей.
Эта проблема связана с историческими особенностями России. Советские пенсионеры с молоком матери были приучены голосовать. Да, это наследие советского строя, особенность советской идеологии, но это данность. Так что большая часть предвыборной риторики будет рассчитана на тех, кто приучен голосовать, разделяет советские традиционные ценности.
Но таких людей с каждым годом все меньше. Разгильдяи в возрасте от 27 до 47 лет, выросшие в постсоветское сытое время — голосовать особо не приучены, ленивы и предпочитают не голосовать. Ибо так проще жить. Так что предвыборные обещания нынешним бизнесменам, аграриям и рабочим — удел маргинальных партий. Молодые разгильдяи в возрасте от 18 до 25 лет — вообще не знают, что такое голосование, и не будут голосовать. По одной простой причине: у них не выработался «рефлекс Павлова» — как проголосовал — так и будешь жить. Этим поколением никто не занимался, никто не учил простым и базовым вещам. Так что там бродят отдельные либеральные идейки у отдельных психически активных персонажей, а основная масса занята гедонизмом и выживанием.
Во-вторых, нас ждет отсутствие идеологии в программах партий.
Да, есть требование законодательства, есть обязанность на сайте Минюста размещать не только Устав партии, но и ее программу. А есть реальность. В реальности та же партия «зеленых» честно пишет в региональной программе, что хочет преодолеть 5%-ный барьер, чтобы получать государственное финансирование. Да, эти ребята просты и честны в своих желаниях. И это достойно уважения в нынешнее время. Просто
всех более или менее ярких и уважаемых людей забрали к себе единороссы. Проигравшие расползлись по коммунистам, справедливороссам и ЛДПР.
В Свердловской области на региональных выборах «пятая мэрская колонна» организованно ушла к «пенсионерам».
Но это Свердловская область, которая очень и очень нестабильна в плане электоральной деятельности. А по России — все так. Идеологии нет, но есть региональные лидеры из общественной деятельности, бизнеса, госвласти. И их разобрали единороссы.
В-третьих, нас ждет разгул «чернухи».
Под «черными» технологиями в российских реалиях понимают действия, снижающие явку отдельных социальных групп. Например, если в аграрном регионе сильны коммунисты — то от имени главного коммуниста будут обещать раздавать продуктовые наборы. И их раздавать не будут. Или за несколько дней до голосования будут сообщать, что отдельный кандидат снялся с выборов, а он и не снимался. Конечно, все будут это порицать, всячески негодовать, но использовать. Так как это инструмент, а инструментами надо пользоваться. А в условиях низкой явки — а большая часть официальных социологов прямо говорит, что она составит максимум 53-57%, — это очень сильный и действенный инструмент.
В-четвертых, нас ждет унылость избирательных кампаний всех уровней.
И правильно — зачем делать яркие и заметные компании, когда можно приказать главе администрации муниципального образования «построить» бюджетников или же директору завода привести своих рабочих проголосовать за себя? Здесь должны начать громко вопить либеральные деятели. Но, к сожалению, либеральные персонажи исторически не учат матчасть и не знают законодательства о выборах. В России реально обеспечивается тайна голосования, то есть нельзя знать, кто и как проголосует. Так что, если начальник цеха прикажет своим рабочим прийти на выборы, то вот проверить, как проголосовали его рабочие, — он никогда не сможет. То же касается и начальника управления образования, и другого госчиновника. Ибо
были прецеденты, когда принудительно согнанные бюджетники голосовали за любого, но не за того, кто был люб местной власти. Но это уже «залет» тех людей, кто поставил на изначально непроходного кандидата.
В-пятых, деньги опять не сыграют роли.
Как ни парадоксально, в России человек, не имеющий реальной поддержки населения, вспомнивший о выборах за полгода до дня голосования, — не имеет шансов избраться. Сколько бы он ни потратил. Можно «отблагодарить» партфункционеров, можно поверить обещаниям политтехнологов, но если ты не в состоянии привести 25 — 30% избирателей с территории, ты не изберешься. Это очень наглядно показала процедура праймериз ЕР. Когда «стабильные» чиновники с треском проиграли реальным лидерам на территориях. Потратив астрономические суммы на активизацию и создание «сетки», договоренности с местными чиновниками. Ты либо «люб» народу, либо «не люб».
Есть еще ряд особенностей, но они зависят от конкретной территории и определенной ситуации. Мы остановились на основных.
Хотелось бы подвести некоторый промежуточный итог, так как результат работы отдельных исполнителей мы увидим после 18 сентября. Россия не является уникальной страной. Социологические и электоральные инструменты сами по себе универсальны.
То, что делается администрацией президента на федеральном уровне на выборах в Государственную Думу или же администрацией губернатора Свердловской области на выборах в Законодательное собрание Свердловской области, — абсолютно нормальная и демократическая практика, которую точно так же используют специальные службы во Франции, Англии, Германии и США. Однако там они называются по-другому, могут иметь статус общественных организаций, но методология работы, инструментарий — тот же. Да и деньги в большей части — так же берутся из бизнеса.
Просто в России есть национальные особенности. И такой национальной особенностью является низкая явка на выборах, которую нельзя игнорировать. А любая власть сама по себе цинична и всегда работает на результат, а не на декларируемые ценности. Так было и будет везде. Особенно когда на выборах в новую Государственную Думу больше всего проголосуют за Единую Россию. Все 23% общей численности избирателей на территории Свердловской области. Хотя в той же Чечне и Ингушетии процент, отданный за партию власти, будет значительно выше. Ибо там свои национальные традиции.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.