Почему СК оказался в центре коррупционного скандала
Трое сотрудников столичного главка СК задержаны по делу криминального авторитета Шакро Молодого. За последний месяц это уже не первый случай, когда силовые ведомства становятся не только субъектами, но и объектами антикоррупционной кампании. О том, что происходит в силовых структурах и кто следующий, — в материале «URA.Ru».
Во вторник сотрудники ФСБ задержали первого заместителя руководителя столичного главка Следственного комитета РФ Дениса Никандрова, начальника службы собственной безопасности этого ведомства Михаила Максименко и его заместителя Александра Ламонова. Их подозревают в превышении должностных полномочий и получении взяток от представителей криминального сообщества.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о том, повлияют ли задержания сотрудников московского управления СК на карьеру главы СК Александра Бастрыкина, заявил, что «гипотетические рассуждения на фоне следственных действий абсолютно недопустимы».
Политолог НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Михаил Комин называет Никандрова и Максименко могущественными лидерами внутри СК РФ: по мнению эксперта, их задержание и обыски внутри ведомства говорят о тренде продолжающейся борьбы силовых групп между собой:
«Это связано с ослаблением главы СК Александра Бастрыкина. Об этом говорит сама возможность задержания его подчиненных такого высокого уровня без согласования с главой СК и, судя по комментарию Пескова, без согласования, а только с уведомления об уже случившемся Владимира Путина»,
— полагает политолог.
С ним не согласен генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин: «В определенный момент директор ФСБ получил от президента карт-бланш для того, чтобы провести очередной раунд борьбы с коррупцией, в том числе в силовых ведомствах. Данная мера была согласована с министром МВД и главой СК. Цель — снизить уровень коррупционности в силовых ведомствах — в СК и МВД, ситуация в ФСБ находится под контролем собственной службы безопасности ФСБ», — считает политолог.
Напомним, что в ФСБ также утверждают, что следственные мероприятия проводились по согласованию с главой СК.
При этом собеседники «URA.Ru» в СК говорят, что задержанные Никандров и Максименко относились к числу людей, приближенных к Александру Бастрыкину, и для него это дело стало неожиданностью.
Все последние месяцы силовики удерживают политическую и медийную повестку в стране. Появление Росгвардии, отставки и назначения в ФСБ и ФСО, закон «Ирины Яровой», аресты губернатора Кировской области Никиты Белых и коррупционные дела против региональных элит — все эти события говорят о новом переделе влияния в среде силовиков.
Директор Центра политологического анализа Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин считает, что сегодня в России проходит второй раунд усиления силовиков. «В первый раз увеличение роли силовой корпорации в России мы наблюдали в 2004 году после „оранжевой революции“ на Украине. Тогда это вылилось в войну между главой ФСКН Виктором Черкесовым и директором ФСБ Николаем Патрушевым», — вспоминает эксперт.
Сейчас сигнал о начале нового этапа аппаратного противостояния собеседники агентства считывают в самом появлении Росгвардии, которая будет дублировать функции других силовых ведомств, как это уже было с расформированной ФСКН. По одной из версий, ранее рассматривался вариант объединить ФСБ, ФСО и Следственный комитет РФ, но в результате от этого плана в Кремле отказались.
«У силовиков основной деятельностью считается розыск. То есть прослушка и сбор компромата, в том числе на представителей элит. А Владимир Путин делегировал эти полномочия Росгвардии. Кроме того, отставка главы ФСО Евгения Мурова окончательно нарушила систему сдержек и противовесов в среде силовиков», — замечает Павел Салин.
Политолог Михаил Комин считает, что любая пертурбация внутри силовых ведомств, баланс которых выстраивался очень долго — отражается на всей структуре силовиков: «Они пытаются воспользоваться некоторым хаосом, забрать себе побольше полномочий и посильнее нанести удар сопернику. Из-за присоединения ФСКН к МВД усилилось это ведомство, как противовес новой Росгвардии. Но в этой ситуации проигрывает неусиленный СК РФ — внутри него происходят серьезные реформы.»
Эксперт также фиксирует уход старой силовой элиты: «Бывший глава ФСКН Виктор Иванов, экс-директор ФСО Евгений Муров и контролируемый им клан СЭБ внутри ФСБ уходят, а на их место приходят новые лица из личной охраны президента, то есть еще более тесно с ним связанные».
Напомним, в отставку ушли руководитель влиятельной Службы экономической безопасности ФСБ Юрий Яковлев, а потом и его заместители (начальники ключевых направлений этого подразделения). По одной из версий, отставки в СЭБ начались из-за расследования о даче взятки, где в качестве свидетеля фигурирует сотрудник 7-го отдела управления К СЭБ ФСБ.
Глава Центра экономических и политических реформ Николай Миронов связывает новые процессы в силовых структурах с большим электоральным циклом 2016—2018 года. По мнению эксперта, несмотря на декларации, значительная часть элиты сегодня недовольна санкциями, экономической политикой:
«Для того, чтобы внутри элит не происходило никаких негативных процессов для власти, как это было в 2011 году, идет нарочитое укрепление силового блока».
На недавнем экспертном клубе ВЦИОМ «Платформа» также обсуждалось состояние российской элиты перед выборами в Госдуму. По версии президента коммуникационного холдинга «Minchenko consulting» Евгения Минченко, силовики наряду с лобби ВПК и сельского хозяйства — это те политические силы, которые сегодня серьезно идут на повышение и увеличат свое присутствие в парламенте следующего созыва. При этом среди усиливающихся групп эксперт назвал тандем директора ФСБ Александра Бортникова и председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, главу Росгвадии Виктора Золотова. «Группы со снижающимся влиянием — дуэт секретаря Совета Безопасности Николая Патрушева и Бориса Грызлова, генпрокурор Юрий Чайка», — объяснил политтехнолог свою версию расклада в среде силовиков.
Исходя из этой логики можно предположить, что обыски и задержания в Следственном комитете все-таки проходили с согласования Александра Бастрыкина. «Возможно, это на руку главе СК, ведь Денис Никандров мог рассматриваться как возможный серьезный конкурент Бастрыкину. Когда-то Никандров вел следствие против ЮКОСа, а это знак особого отличия близости к власти», — на условиях анонимности говорит чиновник одной из силовых структур.
Напомним, Денис Никандров был назначен на должность первого заместителя руководителя ГСУ СКР по Москве совсем недавно — в мае нынешнего года. Он является одним из наиболее известных следователей последних лет, на его счету несколько резонансных расследований. В частности, именно он в свое время довел до суда дело бывшего руководителя ГСУ СКР Дмитрия Довгия, который по обвинению в коррупции получил девять лет лишения свободы, а также участвовал в расследовании второго дела ЮКОСа. Еще одно резонансное дело, которым занимался господин Никандров, о крышевании подмосковными прокурорами подпольных игорных заведений до суда не дошло.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.