В Екатеринбурге «тренер-убийца» остался на свободе и работает с детьми
Гибель Алексея Надточего потрясла спортивное сообщество Екатеринбурга. Человек, известный в хоккее, был зверски убит перед новогодними праздниками. Убийца, тренер детской спортивной команды, не только не был арестован, но и продолжил работать с ребятишками. А два десятка ударов ножом в голову жертвы он пытается представить самообороной. Подробности судебного процесса, в котором даже нет постоянного гособвинителя — в материале «URA.Ru».
Физрук-убийца
Известный массажист Алексей Надточий работал с профессиональными и любительскими командами, в том числе — с хоккеистами клуба «Автомобилист». 24 декабря прошлого года мужчина пропал. Друзья и родственники искали его почти месяц, и
лишь в конце января его тело было обнаружено участковым во дворе дома на Феофанова, 2 в Верхней Пышме.
Труп находился на заднем сидении Mazda 3 — личного автомобиля Алексея. Голова и шея были покрыты колото-резаными ранами (около 20). Разумеется, было возбуждено уголовное дело, и достаточно быстро установили, что убийцей оказался давний знакомый Надточего — Евгений Ляпустин, учитель физкультуры в одной из школ и тренер из ДЮСШ «Лидер», работающей в Ледовом дворце Верхней Пышмы.
Ляпустин заявил, что действовал в целях самообороны, потому что Надточий якобы пытался задушить его.
Уголовное дело по ч.1 ст. 105 УК РФ, расследованием которого занимался следственный отдел по Верхней Пышме областного СКР, передал материалы в городской суд. Ляпустин, для которого была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, присутствует на заседаниях.
В целом Ляпустин живет прежней жизнью: посещает магазины, ходит на тренировки любительской хоккейной команды. В ДЮСШ «Лидер» «URA.Ru» сообщили, что он был уволен по собственному желанию еще в декабре 2014 года, однако в сообществе хоккеистов обсуждают, что мужчина продолжает работать с детьми в других учреждениях. Оперативно проверить информацию не удалось.
«Это нонсенс. В суд даже не было представлено ходатайство о содержании Ляпустина под стражей. Есть лицо, которое совершило особо опасное преступление. Практика сегодня складывается так, что даже в делах, связанных с причинением вреда здоровью, мерой пресечения становится арест», — говорит адвокат Людмила Антонова (представляет потерпевшую сторону — Наталью Казакову, сестру Алексея Надточего).
Казакова рассказывает, что каждая встреча с обвиняемым в процессе — это испытание.
«Он улыбается, ведет себя абсолютно расслабленно, как будто мы не по делу об убийстве встретились, а имущество делим. Все, что он говорит про самооборону — это обман и вранье. Я считаю, что это спланированное убийство. Алексей был неконфликтным человеком и не мог ни на кого наброситься. По детализации звонков видно, что встречу инициировал Ляпустин, первым позвонив Алексею и предложив встречу под предлогом, что он нашел клиента в любительской команде УГМК. Я не понимаю, почему так работает Следственный комитет», — заявила «URA.Ru» Наталья.
Случайно принес с собой два ножа
Необъяснимых вещей в деле об убийстве Алексея Надточего немало. 24 декабря жертва и убийца встретились в Верхней Пышме, куда Алексей приехал на своей машине. Разговор происходил на парковке неподалеку от Ледовой арены. После того, как Надточий получил ножевые ранения, Ляпустин перетащил его на заднее сидение, чтобы сесть за руль.
Он вытер салфетками следы крови, доехал до своего дома в Среднеуральске, переночевал, а утром на автомобиле убитого поехал к врачу — при нанесении ударов он порезал палец.
Затем Ляпустин доехал до Феофанова и оставил машину с трупом.
По словам адвоката Антоновой, следствие не проработало сам момент убийства. На стадии предварительного следствия Ляпустин давал показания о том, что он оборонялся от нападения Надточего. Хотя в первичных показаниях подсудимый описывал нападение на него так: «схватил за ворот куртки, держал. Я испугался, что он причинит мне вред, достал из сумки нож и начал хаотично наносить удары».
Давая показания в судебном заседании, Ляпустин рассказывал более подробно и изменил часть показаний. Он начал говорить, что Надточий встал на колени, находясь на водительском сидении, и набросился на пассажира, душил за горло, навалившись всей массой тела. Теряя сознание и находясь в полуобморочном состоянии, Ляпустин якобы выхватил нож и начал наносить удары.
Общие знакомые двух мужчин указывают на нестыковку: Надточий был ростом ниже Ляпустина и значительно слабее. Сложно представить, что человеку с физической подготовкой хоккеиста пришлось нанести столько ножевых ударов, чтобы исчезла угроза его жизни. «В этой связи у зашиты возникает вопрос о том, что показания обвиняемого недостоверны, так как хаотичное нанесение ударов ножом в ограниченном пространстве в машине должно повредить какие-то части салона машины: обшивку, кресла, панель. Но удары приходились исключительно в жизненно важные органы водителя — голову и шею. На стадии предварительного следствия никто не придал значения этому факту», — говорит Антонова.
Не менее странным было объяснение Ляпустина о появлении ножа. Точнее, двух ножей. Один якобы был куплен обвиняемым в подарок жене, но к моменту применения подарок был распакован. Второй нож, найденный на полу автомобиля, тоже был принесен на встречу Ляпустиным.
«В уголовном деле фигурирует второй нож, про который на стадии ознакомления с делом ни разу не задавался вопрос. Ляпустин ответил, что этот нож он нашел на подоконнике в этот же день в школе, где он работает преподавателем по физкультуре. Это второй вопрос — почему следствие проигнорировало данный факт», — рассказывает адвокат.
Она считает, что
дело должно быть направлено на доследствие и проходить под контролем прокуратуры, которая, как оказалось на суде, не очень хорошо знакома с материалами. Дело в том, что на каждом заседании в процессе появляется новый гособвинитель.
Это крайне необычное явление, говорят знакомые адвокаты. По особо опасным преступлениям, как правило, гособвинение работает более аккуратно.
Получить ответы на вопросы в верхнепышминском следственном отделе СК не удалось. В областном управлении Следственного комитета «URA.Ru» сообщили, что одна из основных претензий потерпевших, связанная с мерой пресечения, не обоснована.
«Следователи поясняли, что он скрывался, в розыск не объявлялся. В момент, когда принималось решение о мере пресечения, не было никаких оснований для задержания. Несмотря на то, что фигурант настаивает на превышении пределов необходимой обороны (ст. 108 УК РФ), дело возбуждено по ч. 105 УК РФ, по которой ему грозит до 15 лет лишения свободы», — заявил сообщил старший помощник руководителя СУ СКР по Свердловской области Александр Шульга.
Следующее судебное заседание назначено на 16 сентября. «URA.Ru» будет следить за развитием этого процесса.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!