«Печатай „Путин“ вполовину билборда — тогда проголосуют»
Финальная неделя перед выборами. В последний раз обновлена агитация на улицах. Она везде — на традиционных билбордах, стенах и афишах — большую часть захватила «Единая Россия». Оппоненты довольствуются бесплатными досками объявлений, балконами, теплотрассами, велосипедами и даже людьми. Это безумие запечатлело «URA.Ru», а эксперты подвели итог работы штабов. Почему цитаты Путина и медведи работают хуже «колобка» Зяблицева и четырех букв ЛДПР, зачем рекламой эсеров наглухо обклеивают автомобили и для чего кандидаты мимикрируют друг под друга — в обзоре «URA.Ru».
«Единая Россия»
К последней неделе кампании щиты «Единой России» трансформировались. Абстрактные, «Сила Урала — „Единая Россия“» с медведем, металлургией и видом на Чусовую, сменились цитатами Владимира Путина с выделением на них красным главного. Агитацию на этой неделе активно портили, заклеивая плакатами с известным мемом «Денег нет, но вы держитесь». Трудно даже представить, как бурлила бы общественность, одобри свердловский предвыборный штаб самые смелые и неординарные из своих официальных макетов.
Максим Путинцев, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы в Екатеринбурге»: «Реклама у ЕР очень разная. Например, цитаты не читаются — люди отказываются воспринимать даже короткие предложения и фразы. Но при этом есть довольно неплохие образцы рекламы у кандидатов. Например, свежие плакаты Альшевских. Там фото, три слова и больше ничего лишнего. И сделано все грамотно композиционно, и снято хорошо. У Чепикова неплохие плакаты, даже несмотря на то, что за кампанию не поменялись».
Павел Матяж, дизайнер и иллюстратор: «Создается впечатление, что „Единая Россия“ охватила все возможные носители и давит количеством. В плане качества у них ничего особенного не изменилось. Они монополизировали российский триколор, оставив всех остальных развлекаться с оранжевым, желтым и красным. Было бы прикольно обклеивать километровые заборы возле машиностроительных заводов лозунгами про то, что Земля — наш дом».
Платон Маматов, директор коммуникационного агентства Magic. Inc: «Единая Россия» предсказуемо доминирует на большинстве поверхностей 3? 6. Жаль только, что количество упрямо не желает перерастать в качество. Например, щиты с цитатами Путина. Если уж вам запретили использовать светлый лик президента в агитации, так вы хотя бы подпись «В. В. Путин» сделайте размером в половину билборда и ярко-красного цвета. Преимущество за «Единой Россией» и в листовках. Это вполне объяснимо: никто из мелких коммерсантов не хочет ссориться с городскими властями, отказав им в размещении агитации партии власти или, Боже упаси, вывеси у себя плакат нелояльной партии«.
„Справедливая Россия“
„Справороссы“ не стали менять свою агитацию, но в этот раз побили рекорды по занятию наиболее неординарных площадей. В этом им помогают не только собственные расклейщики, добирающиеся даже до теплотрасс, но и те, кто занимается откровенным вандализмом с помощью листовок „эсеров“.
Максим Путинцев: „У эсеров плюсы в узнаваемости бренда, цветовая гамма и логотип узнаются безошибочно. Конечно, тут такое нагромождение слов, логотипов, образов, что это не всегда играет на партию. Но они одинаковые, однотипные, и зарабатывается чувство бренда. В рекламе же важно количество контактов, накопление информации — на это реклама СР работает эффективно“.
Павел Матяж: „Справедливоросы пытаются креативить, но это все буря в стакане. Графически ничего не изменилось, средненько“.
Платон Маматов: „Баннеры на балконах и торцах жилых домов. Здесь однозначно преимущество за ‚Справедливой Россией‘, которая таким образом отыгрывает недополученные на билбордах очки. Эсеры массово присутствуют во всех районах города. Расклейка листовок на стенах домов, фонарных столбах, гаражах, мусорных баках, перилах, и так далее, и тому подобное. Здесь абсолютное доминирование у ‚эсеров‘. Впрочем, у этой медали есть и обратная сторона. В Чкаловском районе листовки лепили прямо на лобовые стекла и капоты автомобилей, что предсказуемо вызвало волну народного гнева в адрес ‚Справедливой России‘. Хотя до сих пор непонятно, кто был автором этой расклейки — то ли непрофессиональные агитаторы эсеров, то ли их оппоненты“.
Анатолий Гагарин: „У справороссов, в целом, кампания энергичная. Особого креатива я не заметил, но, по крайней мере, они пытаются что-то делать. СР выработала весь ресурс, и у нее осталось очень мало электоральных запасов, какие все еще сохраняют КПРФ и ‚Единая Россия‘. Поэтому возникает вопрос, насколько убедителен агитматериал ‚эсеров‘. У них я не увидел каких-то зажигательных вариаций, помимо их известного ‚Справедливого ЖКХ‘, хотя, в целом, их агитационные материалы сделаны профессионально, верстка хорошая. Даже если возникает вопрос к материалу, то, что они на регулярной основе подпитывают своего избирателя информацией, это хороший ход, хотя бы качественно сделано“.
КПРФ
Коммунистических агитматериалов в центре Екатеринбурга внезапно стало предельно мало, и они также остаются неизменными. Отдельные билборды очищены в самую горячую пору, а то, что осталось — не вызывает хоть сколько-то серьезного внимания потенциального электората.
Максим Путинцев: „Я вообще ничего не понял. Этой рекламы то ли мало по городу, то ли ее просто нет там, где бываю я. Там мне не понравилось, как у ‚Единой России‘ в варианте с текстами Путина — много букв, нагромождение шрифтов, мало образов, черное, красное, шевроны, стрелки и чего там только нет. Стилистика совсем не идентифицируется с КПРФ, с традиционно коммунистическим. То ли они пытались осовремениться, отойти от привычной стилистики, но в итоге отошли непонятно куда“.
Павел Матяж: „Коммунисты подтянулись, убрали откровенно провальные материалы, стало лучше“.
Платон Маматов: „Классические щиты 3? 6 — этот канал коммуникации с избирателями доступен только тем партиям и кандидатам, которым благоволят власти. Поэтому ‚Справедливую Россию‘ на билбордах вы увидите вряд ли, а вот ‚карманных оппозиционеров‘ из КПРФ — сколько угодно. Щиты КПРФ сделаны на твердую четверку. Беспроигрышное сочетание ярких цветов (красный-белый-черный), броские лозунги (посадим-заморозим-повысим) и большие буквы. Классика жанра, не придерешься“.
Анатолий Гагарин: „Если у ‚справороссов‘ добротный агитационный продукт, то этого точно не скажешь о КПРФ. Дизайн и верстка их агитматериала рассчитаны на молодого избирателя, совершенно не работает на пенсионеров, на кого рассчитан курс партии. В этом смысле, кроме обилия красного цвета, ничего нет. На фоне КПРФ, которая пошла по пути красной визуализации, а в газетах потенциальному электорату и почитать нечего. За красным цветом ничего не стоит, никаких креативных идей и идеологии. Их кампания дразнит, но ничего не дает“.
ЛДПР
Прогнозы отдельных политологов о том, что на улицах города появятся билборды партии с номером в бюллетене, не оправдались. Реклама с четырьмя желтыми буквами на синем фоне осталась неизменной. Парадоксально, но, по мнению экспертов, это может сработать лучше, чем любые экивоки оппонентов.
Максим Путинцев: „Самая брутальная реклама, конечно. Довольно трудно поставить себя на место электората Жириновского, чтобы понять действие. Но у них как-то удачно все совпадает в системе. Я слушаю ролики ЛДПР по радио и понимаю, что это вот тоже что-то такое незамысловатое, грозное, из 90-х. К их звуковой рекламе вот эти четыре желтые буквы на синем фоне очень подходят. Видимо, они про свой электорат знают гораздо лучше, чем мы“.
Павел Матяж: „Постоянство признак мастерства. Неужели им никто не говорил, что они используют цвета украинского флага?“
Платон Маматов: „Щиты ЛДПР наглядно демонстрируют ситуацию, в которой оказалась партия в 2016 году в нашем регионе. Кандидатов нет, программы нет, избирательная кампания началась поздно. Остается лишь напоминать избирателям о своем существовании в надежде на то, что кто-нибудь да проголосует за. И желтые буквы на синем фоне для этого — не самый плохой вариант. ЛДПР не заняла разве что места на бортах маршруток, автобусов и прочих трамваев с троллейбусами, где в равной степени присутствует реклама всех парламентских партий“.
Анатолий Гагарин: „Остались какими и были, а их запредельные слоганы не укладываются в сознании, но будоражат бессознательное избирателя. Их агитация также слабая, поэтому те небольшие проценты, которые сейчас у них есть, никак не увеличатся. Но, учитывая сохраняющиеся электоральные запасы, можно сказать, что и свое положенное они притянут“.
„Партия пенсионеров России“
Партия пенсионеров России также осталась при своем — совсем скромное и малозаметное избирателю самовыражение показалось экспертам в каком-то смысле даже издевкой.
Павел Матяж: „Пенсионеры ютятся на бесплатных досках объявлений. Они реально строят свою компанию по-принципу ‚чем хуже — тем лучше‘. У меня на подъезде висит каноническая реклама ‚партии пенсионеров‘ — дизайнер и фотограф не принимали участие в создании макета. Такое ощущение, что его сделали в Word и использовали фотографию из паспорта кандидата. В 90-е так делали часто, потому, что не было возможностей сделать нормальный макет. А тут, наверное, люди, которые его делали, думают, что хорошо знают свою аудиторию — пенсионеров. Вот, дескать, с пенсионерами надо разговаривать так, как будто они в магазине уцененных товаров, чем хуже выглядит реклама товара, тем, значит, он дешевле. Только не очень понятно, как это работает“.
„Яблоко“
Партия „Яблоко“ пыталась пойти по пути западнических традиций, но они, по мнению экспертов, едва ли будут восприняты современным российским обществом.
Павел Матяж: »«Яблоко» — скучно, грустно, почти незаметно«.
Анатолий Гагарин: »«Яблоко» с иностранным слоганом «Свободный выбор приводит к достоинству», хотя вроде бы достоинство ведет к свободному выбору, но у них все наоборот. В их газетах слишком длинные биографии написаны мелким шрифтом, которые никто не будет читать, к тому же, слабая верстка плюс иррациональные слоганы. Иррационализм — это не конек «Яблока», это конек ЛДПР. Их запредельные слоганы не укладываются в сознании, но будоражат бессознательное избирателя«.
Кандидаты-одномандатники
Выдвигающиеся по одномандатным округам политики стремятся к единому образу до такой степени, что у экспертов даже возник вопрос об одних и тех же технологах, работающих на разных кандидатов.
Максим Путинцев: „Новикова очень много. С мая он зарядил свое трансплантологическое ‚песни, дела и сердце — землякам‘ — так оно и сохраняется. Павлов запомнился с почти олимпийским ‚русский, свой‘. Мода сейчас такая пошла на лозунги ‚про своих‘. Сначала все друг друга ‚защищали‘, а потом пришли к новой моде — трехчастной. Везде — ‚русский свой‘, ‚уральский свой‘ и так далее. И снова стали все, как инкубаторские, друг на друга похожи. ‚Голос‘ сообщил, что это самые скучные выборы за 10 лет. Было бы странно, если б на таких выборах была бы какая-то свежая и неординарная наружная реклама“.
Платон Маматов: „Листовки и плакаты на стендах остановочных комплексов и приподъездных стендах. За три недели до выборов они превратились в ‚братскую могилу‘, пестрящую лицами кандидатов, лозунгами и партийными брендами. Отдельно хотелось бы отметить ‚гениальный креатив‘ пиарщиков Сергея Тюрикова. Они почему-то забыли, что в русском языке существует словосочетание ‚многодетная мать‘, которое у всех уже на зубах навязло. И позиционировать своего кандидата как ‚многодетного отца‘ — это лучший способ угробить ему кампанию. Особенно если дополнить его многодетность восхитительным слоганом ‚наши дети достойны лучшей жизни‘, автоматически вызывающим у избирателя вопрос: ‚ваши-то понятно. А наши?‘“.
Павел Матяж: „Бабушки Зяблицева“ атаковали меня еще весной, сильно заранее стали готовиться ребята. У меня штук 15 их календарей, буклетов, газеток и пакетов. Для мусора не очень удобно. На сотовый телефон мне звонили от кандидата Евгения Боровика, того самого, который „Боровик — это гриб“. Просят, чтобы я не верил, что у Боровика судимость за хранение наркотиков. Не знаю, что и думать теперь. Но вообще шутка с грибом была запоминающаяся. В целом можно сказать, что графически все примерно на одном уровне. Нет какого-то явного лидера. Равномерно тоскливо. Но в смысле количества и разнообразия носителей „Единая Россия“ опережает всех остальных вместе взятых. Остальным остаются доски бесплатных объявлений „Светлана“».
Анатолий Гагарин: «Что касается кандидатов, я выделил интересный парадокс: люди, обладающие брутальной внешностью и определенной профессией или бэкграундом, изображают из себя интеллектуалов, и наоборот — люди, которые могли бы рассчитывать на использование своей интеллигентной внешности, пытаются изобразить из себя бруталов и маскулинов. Явные примеры — Лаппо и Черкашин на окнах автобусов. Чепиков, например, в этом смысле очень удачен — он не пытается изобразить из себя кого-то другого. Зяблицеву за „колобка“ пять с плюсом, этим он обыграл свой „внучковатый“ образ, и его электорат в лице бабушек мобилизован. Александру Новикову придется сложно в борьбе с ним, учитывая его сомнительный слоган „Песни. Дела. Сердце“ — напоминает завещание».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!