Тюменские чиновники «сдают» соцуслуги
В Тюменской области начался большой передел рынка соцуслуг. Крупный кусок бюджетного пирога достанется нескольким некоммерческим организациям, на плечи которых чиновники переложат часть своей работы — такое поручение губернаторам всех регионов дал президент РФ. Почему НКО не спешат за бюджетными деньгами, какие подводные камни ожидают областных чиновников и какой куш достанется самым смелым — в нашем материале.
В Тюменской области кардинально меняется схема оказания социальных услуг. Уже через три года помогать пенсионерам и инвалидам будут не соцработники от департаментов и комитетов, а особые социально-ориентированные некоммерческие организации — СО НКО. В общей сложности правительство области должно передать им не менее 10% соцуслуг, именно такую цифру назвал в своем послании президент Путин. Какие именно услуги тюменцам смогут оказывать НКО, еще не решено: сейчас чиновники и общественники в бешеном темпе готовят документы и разрабатывают программы. Разумеется, мыть окна тюменским пенсионерам и присматривать за детьми НКО будут не бесплатно: за свою работу они получат деньги из бюджета — те, которые сейчас идут на зарплату чиновникам и соцработникам.
По оценкам источника агентства, знакомого с ситуацией, речь идет как минимум о 60 млн рублей в год.
Цифра весьма приблизительная, поскольку и точный перечень передаваемых СО НКО услуг пока не определен. Собеседник «URA.Ru» отмечает, что рынок, скорее всего, поделят 10-15 организаций, а чиновники при передаче этих полномочий столкнутся с очень большими сложностями.
Фактически «разруливать» ситуацию сейчас приходится областному координационному совету, в который вошли чиновники, общественники и представители Минюста. План работы на ближайшие годы составлен, причем в этой так называемой «дорожной карте» говорится не только об уходе за пенсионерами и инвалидами на дому, но и о проектах в сфере дошкольного образования, здравоохранения, спорта, туризма и культуры.
Это означает, например, что в ближайшие три года в Тюмени появятся частные детские садики, и родители смогут выбирать, куда отвести свое чадо. Помогать НКО разобраться в законах и условиях конкурсов на услуги будут Общественная палата региона и Благотворительный фонд развития города Тюмени, которые уже выбраны в качестве операторов проекта. Кроме того, в АНО Центр социальной помощи «Семья» в начале сентября появился отдел, который станет посредником между чиновниками и социально-ориентированными НКО. До конца года здесь обещают устроить общую встречу, чтобы познакомить между собой участников процесса.
Исполнительный директор Благотворительного фонда развития города Тюмени Вера Барова уверена — тема передачи социальных функций некоммерческим организациям будет развиваться, хотя наш регион серьезно отстал в этом вопросе.
«Денег будет не хватать. Финансирование будет сокращаться, — описывает будущее государственной системы социальной поддержки Вера Барова. — Теоретически мы должны прийти к системе, когда госучреждения вообще не занимаются этими проблемами. Сейчас, когда государство готово признаться, что денег, которых всегда не хватало, действительно не хватает, оно обратилось к людям».
Вера Барова говорит, что Тюменская область потеряла слишком много времени в этом направлении. Изменения в законе об НКО вступили в силу в 2010 году. Но тюменский закон о поддержке социально ориентированных НКО появился только в январе 2016 года. «С 2010 года мы мало что сделали. Может быть, это потому, что мы богатый регион, и у нас на все денег хватает, — говорит Барова. — Но сейчас, чтобы мотивировать некоммерческие организации участвовать в этой программе, надо очень постараться. Нас убеждают, что расценки (на услуги — ред.) для НКО такие же, как для социальные учреждений. Но учреждения имеют бюджет, позволяющий платить зарплату сотрудникам и арендовать помещения. Компенсации, которые выплачиваются некоммерческим организациям, не позволяют им даже просто выживать».
По словам Веры Баровой, федеральные средства по данной программе Тюменской области удавалось получить только раз — в 2011 году, в размере 20 млн рублей.
БФГРТ впервые в этом году получил из областного бюджета 2,6 миллиона рублей — их, в том числе, направили на проведение семинаров, где рассказывают, как развивать общественные организации. Ближайший семинар пройдет 27 сентября в Голышманово, в нем примут участие специалисты Министерства юстиции.
В общей сложности в базе СО НКО региона сейчас значится 446 организаций. «Именно среди них будут искать тех, кто готов на себя взять эти 10%, — пояснила член координационного совета, председатель общественного совета при департаменте социального развития Полина
«Мы долго упирались, не хотели вступать в этот реестр, — рассказали „URA.Ru“ в общественной организации „Будущее начинается сейчас“. — Тарифы на оказание услуг очень низкие.
Но оказалось, что если фиксировать каждую услугу, то хоть какие-то статьи своих расходов мы можем закрыть». Общественники содержат столовую для бездомных и помогают тем, кто по какой-то причине оказался на улице — бомжам, бродягам, потерявшим документы. «Фактически это софинансирование, — говорят здесь. — Например, на двухразовое питание лежачего человека тариф составляет 242 рубля, если он ходит — уже 121 рубль. За мытье человека четыре раза в месяц возмещают по 50 рублей за один раз, вызов врача стоит 33 рубля. Пусть это немного, но мы все равно закрываем какие-то дырочки — мы же изначально вообще на финансирование не рассчитывали, нам помогают неравнодушные люди. Кто-то памперсы принесет, кто-то вещи».
Между тем речь идет не только о крупном куске бюджетных средств, но и о дополнительном объеме работы. По словам председателя общественного движения «Демография поколений» Светланы Ярославовой, прежде всего с проблемой столкнутся сами чиновники: часть СО НКО не захочет работать по низким тарифам, а часть просто не сможет пройти все «тесты на пригодность» — это и квалификации сотрудников, и соответствие нормам СанПиН, и проверки на пожарную безопасность. Пока же ни солидных офисов, ни дипломированного персонала у многих НКО просто нет.
«Требования к частным детским садам будут ровно такими же, как к государственным. Туда должна будет прийти СЭС, представители противопожарной службы, а кроме того — должен соответствовать требованиям и уровень образовательных услуг», — говорит Ярославова.
Более того, за каждую копейку бюджетных денег надо будет отчитаться, а значит, придется брать на работу бухгалтера. «Цены на услуги частных садов в этом случае возрастут, — отмечает собеседница агентства. — Мне кажется, что некоторые требования просто избыточны». Кроме того, с проблемой столкнутся и организации, оказывающие социальные услуги на дому: соцработникам придется заполнять огромное количество документов.
«Есть определенный прайс: например, открыть холодильник и положить туда продукты — 20 рублей, почитать книжку, сходить в магазин за этими продуктами. Отмечается каждое действие, каждое движение соцработника. И он, бедный, вместо того чтобы заботиться о лежачем больном, должен сидеть и отмечать это все в тетрадке. Многие СО НКО, когда узнали новые правила — просто отказались участвовать, — поясняет она. — Но если департаментам предписано эти 10% передать, то они должны вывернуться, но отдать их. И когда НКО начнут не исполнять эти предписания, департаменты столкнутся с очень большой проблемой». Ярославова отмечает, что всем участникам процесса придется приложить очень много усилий, чтобы найти «золотую середину между полной вакханалией, которая есть сейчас, и этими строгими правилами».
При этом Ярославова отмечает плюсы нововведения: теперь бюджетные средства смогут получать не только крупные НКО с большим стажем, которым раньше удавалось выигрывать гранты, но и молодые организации. Тюменцы же смогут выбирать, каким социальным такси пользоваться и откуда пригласить сиделку для больного пенсионера.
«Это, по сути, такой же бизнес», — отмечает Полина Жидецкая. По ее словам, пока рано официально говорить об объеме финансирования, который смогут получить в Тюменской области СО НКО. «Но работа идет серьезными темпами. В этом году все будет утверждено, и уже будет понимание — какое финансирование будет передано», — говорит она.
Председатель Совета Тюменского
«В принципе, это укладывается в общую линию по передаче государством социальных функций на аутсорсинг,
— говорит Мельцер. — Некоммерческие организации более мобильны, когда люди работают не столько за зарплату, сколько ради души. Эффект всегда выше. Но рано говорить, что некоммерческие организации готовы к передаче 10% полномочий государственных органов. Если их прямо сейчас передать — будет коллапс.
Не надо забывать, что государство передает тяжелые функции — уход за больными, беспомощными, бездомными людьми. Многим НКО это просто не нужно. Но к 2020 году можно выйти на эффективное взаимодействие НКО и государства».
«URA.Ru» будет следить за развитием событий.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Тюмени? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Темы Тюмени», чтобы узнавать все новости первыми!