СПЧ против Общественной палаты
Разговор Владимира Путина с членами Совета при президенте России прошел в формате «разговора по душам». Такие встречи глава государства проводит раз в год, и на них обсуждается накопившийся кризисный и конфликтный темник в политической и социальной жизни в стране.
Закон об иностранных агентах, скандал с формированием ОНК, приговоры за перепосты в интернете, произвол в правоохранительной системе — все эти темы задали повестку диалогу с Владимиром Путиным в 2016 году. Во время разговора президент часто говорил членам СПЧ: «Я на вашей стороне… Посмотрим, проверим, сделаем». Создавалось ощущение, что после окончания встречи никаких проблем у членов СПЧ и у тех, за кого они просили, больше не будет.
Глава СПЧ Михаил Федотов заявил Владимиру Путину, что закон об иностранных агентах по-прежнему мешает жить многим общественным организациям: «В реестр иностранных агентов записана уже треть экологических организаций. Хотя охрана природы не относится к политической деятельности. Просто местным властям проще так решать вопросы», — пояснил Федотов. Глава СПЧ попросил президента привлечь к работе спецпредставителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова: «Пусть он посмотрит и почистит список», — предложил правозащитник.
Президент заявил, что дал поручение первому замглаве кремлевской администрации Сергею Кириенко пересмотреть весь закон об иностранных агентах и сказал, что можно привлечь к этой работе в том числе Сергея Иванова.
Президент Института проблем гражданского общества Мария Слободская считает, что список организаций, зачисленных в иностранные агенты, может быть серьезно сокращен. В частности, есть шанс, что из него уйдут многие экологические организации, которые ранее мешали крупному бизнесу вести свою деятельность на экологически важных территориях. Эти организации зачастую были просто вынуждены получать иностранное финансирование, гранты.Возможно, сейчас государство осознало, что есть еще и другого рода национальные интересы — например, сохранение заповедных зон».
Член СПЧ Евгений Ясин отдельно обратил внимание на то, что статус иностранного агента присвоен «Мемориалу» и «Левада-центру»: «Я читал акты и обоснования. Там есть очень сомнительные аргументы». Владимир Путин признал, что проблемы действительно есть.
Заместитель председателя общества «Мемориал» Ян Рачинский рассказал «URA.Ru», что проблема отнюдь не сводится к двум организациям: «В этом списке больше сотни организаций. Собственно, единственный рациональный выход из этой ситуации — упразднение этого закона».
Еще одной темой, которая вызвала резонанс среди членов СПЧ стал вопрос о формировании ОНК: правозащитники жаловались на Общественную палату и ее главу Александра Бречалова из-за закрытой системы отбора членов в общественные наблюдательные комиссии, имеющие доступ в СИЗО и тюрьмы. В результате в новый состав ОНК попали бывшие сотрудники из системы ФСИН и не вошли многие опытные правозащитник. Эту тему затрагивали руководитель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, член СПЧ Елена Масюк. Владимир Путин пообещал организовать встречу членов СПЧ с главой ОП РФ Александром Бречаловым и первым замглавой Кремлевской администрации Сергеем Кириенко.
Советник КС, судья в отставке Тамара Морщакова попросила президента ввести должность нового омбудсмена по защите населения от бездействия силовиков.
По мнению члена СПЧ, сейчас вся информация о деятельности силовиков создается, транслируется и контролируется самой же системой, поэтому нужен институт объективной проверки деятельности правоохранительной системы. Глава СПЧ Михаил Федотов назвал эту должность «независимым прокурором». Президент пообещал, что рассмотрит вопрос и проанализирует возможность создания такого института с правовой точки зрения.
Член СПЧ Кирилл Кабанов указал на изъяны борьбы с экстремизмом в интернете: «Определение экстремизма формируется за счет судебных решений: так появляются списки экстремистских фильмов, картин. А люди часто просто не знают, когда они «постят» картинку в интернете, что нарушают закон». Эксперт предложил поднять рассмотрение таких дел на уровень окружных судов.
Кабанов заявил о необходимости поручения президента для того, чтобы выработать единые критерии экстремизма с СПЧ, Советом Безопасности, МВД и другими силовыми структурами. Президент согласился, что нельзя под борьбу с экстремизмом «подводить все что ни попадя», но при этом указал на важность борьбы с экстремизмом в связи с угрозой вербовки со стороны ИГ (запрещенной в России организации).
Председатель Московской коллегии адвокатов Андрей Князев считает, что отталкиваться нужно от необходимости изменения судебной практики, от соответствующих изменений в действующем законодательстве: «Надо добиться понимания того, что далеко не каждая картинка актера Тихонова в форме СС — это пропаганда нацизма».
Политолог Максим Жаров заметил, что члены СПЧ на встрече с президентом пытались пролоббировать две главные для них темы: формирование ОНК и вопрос по иностранным агентам. Эксперт также указывает на различие форматов недавней встречи Владимира Путина с ОНФ и сегодняшней встречи с членами СПЧ: «Во время встречи с Народным фронтом одна тема освещалась одним человеком, задающим вопрос. А сегодня по проблеме ОНК задавали вопросы 4-5 человек, то же самое с темой по иностранным агентам. Фактически на президента было оказано публичное давление. Не думаю, что эта тактика была успешной. Посмотрим, какие будут поручения президента по итогам этой встречи».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.