Как губернатор ХМАО пережила катастрофу
Авария, в которой погибли 12 человек, стала проверкой на прочность для губернатора ХМАО и всей ее команды. Несколько суток после аварии Наталья Комарова работала практически без отдыха. Несмотря на эмоциональное состояние, губернатору пришлось взять всю ситуацию под личный контроль и перейти на ручное управление округом. Как трагедия, которая потрясла Россию, сказалась на имидже губернатора, выяснило «URA.Ru».
Одну из ключевых ролей в купировании последствий трагедии, наряду с департаментом здравоохранения, получил идеологический блок правительства Натальи Комаровой. После очевидного провала в истории с гибелью в 2015 году вице-губернатора Виталия Ермошина (выдвигались несостоятельные версии о том, что погибший утонул при осмотре паводковой ситуации, что у замгубенатора были проблемы с сердцем) правительственные идеологи Алексей Шипилов и Елена Шумакова провели работу над ошибками.
Историю с ДТП, получившую резонанс федерального уровня, власти Югры попытались отработать с самого начала.
Еще в воскресенье, 4 декабря, для большинства СМИ был перекрыт доступ к разносторонней информации. Руководители окружных ведомств отказывались давать комментарии, ссылаясь на решение экстренно сформированного оперативного штаба. Этот орган в свою очередь распространял только официальные и выверенные цензурой данные (для этого была создана соответствующая группа в соцсети «ВКонтакте» — «Штаб аварии в Ханты-Мансийском районе»).
В борьбе за нужный информационный фон вокруг трагедии правительственные пиарщики и пропагандисты развернули в социальных сетях беспрецедентную ранее деятельность. По мнению наблюдателей, относительно независимые от окружных властей паблики, где югорчане начинали винить в трагедии некачественно выстроенную систему управления и критиковать лично губернатора, подвергались массированным рейдам лояльных пользователей и ботов. Полученный опыт снижения градуса негатива в очередной раз доказал превосходство новых социальных технологий над традиционными манипуляциями общественным сознанием через СМИ.
В официальных заявлениях силовых структур, органов власти и СМИ усиленно фильтровалась информация о принадлежности тягачей со специализированными вездеходами МТЛБ к АО «Башнефтегеофизика» — подрядной организации «Конданефть», дочернего предприятия «Независимой нефтяной компании» Эдуарда Худайнатова.
«Конданефть» — один из стратегических партнеров правительства Комаровой, финансирующих социально-экономические проекты на территории региона.
Мобилизация Российской Федерации
Одна из политических задач, которую пришлось решать администрации губернатора, — нивелировать репутационные потери для органов государственной власти.
Нужно было показать, что Россия в целом и Югра в частности способны реагировать на катастрофы и бороться за жизни выживших.
Спустя несколько часов после трагедии была обнародована информация о разговоре Натальи Комаровой и Владимира Путина.
Известно, что президент страны выразил свои соболезнования и пообещал предоставить всю необходимую помощь, которая может потребоваться. Следом на связь с главой автономии вышел председатель кабинета министров Дмитрий Медведев. Далее в Югре начался «VIP-прием» — один за другим в Ханты-Мансийск прибыли министр здравоохранения Вероника Скворцова, руководитель СКР Александр Бастрыкин, глава ГИБДД России Виктор Нилов.
Госпожа Скворцова привезла с собой команду нейрохирургов и травматологов из Москвы, обошла пострадавших детей в реанимации, заявила, что окружная клиническая больница и ее персонал отвечают всем необходимым требованиям для спасения жизней несовершеннолетних. В аэропорту окружного центра приземлился ИЛ-76 — спецборт МЧС, который впоследствии доставил троих пострадавших в московские клиники. Господин Бастрыкин распорядился передать расследование автокатастрофы в главное управление СК. Отметившись на месте событий, VIP-персоны покинули Ханты-Мансийск в течение ближайших дней.
«Я благодарю лично президента РФ, председателя правительства, [вице-премьера] Ольгу Голодец, Веронику Игоревну [Скворцову], за полное погружение в проблему и мобилизацию всех возможностей Российской Федерации для оказания помощи пострадавшим», — в свою очередь заявила Наталья Комарова.
Комарова: «Это преступление»
Другой задачей, лежащей в плоскости публичной политики, стала «перенастройка матрицы». Наталье Комаровой и ее подчиненным как представителям государства нужно было купировать ущерб системе и успокоить людей. В частности, найти виновных и вернуть социум в иллюзию, что подобная трагедия более не повторится. В ходе прямого эфира на телеканале «Россия 1» на вопрос ведущего Владимира Соловьева: «Мы понимаем, что произошло?», Наталья Комарова ответила: «Преступление».
Виновными еще до решения суда были определены частные лица — водители автобуса и большегруза, владелец компании-перевозчика, директор спортшколы, где занимались дети.
Был заново отработан проверенный ранее тезис, что власти на местах не справляются, требуется ручное управление. Губернатор объявила о новой серии выездных проверок, уволила директора СДЮШОР «Сибиряк» (в этой спортшколе занимались погибшие дети) Ирину Тарасову, которую в тот же день взяли под стражу по обвинению в халатном отношении к своим обязанностям. Саму спортивную школу закрыли, сославшись на аварийное состояние кровли.
Зрелище было обеспечено: несколько дней зрителям демонстрировали сидящих за решеткой людей, которые кричали о своей невиновности, а окружные власти в это время наводили порядок.
В итоге суд выпустил госпожу Тарасову из-под стражи под домашний арест. Как утверждает адвокат обвиняемой Иван Анисимов, его подзащитную просто пытаются выставить «крайним лицом» в трагедии. По версии профессионального сообщества, практически все спортшколы сталкиваются с проблемами из-за организации поездок, причина — недостаточное финансирование.
На изменение более значимых механизмов системы, также отвечающих за произошедшую трагедию, власти Югры замахиваются крайне осторожно. О начале проверки в отношении организаторов первенства по спортивной акробатике, с которого и возвращались дети, главы департамента физической культуры и спорта Игоря Губкина и директора АУ «ЮграМегаСпорт» Валерия Радченко, в публичной повестке говорили крайне мало. На итоговом брифинге 9 декабря господин Губкин выступал в качестве полноправного спикера.
«Губернатор работает уже пятые сутки без сна»
Любое публичное действие чиновников уровня губернатора автоматически становится политическим и сказывается на рейтинге. Траурные церемонии — не исключение. Во время прощания с жертвами аварии в Нефтеюганске в центре внимания были лишь две фигуры — Наталья Комарова и мэр города Сергей Дегтярев. В тот день в прессе одно за другим появлялись сообщения, как глава региона лично разрешила проблему с давкой на церемонии прощания, открыв дополнительные двери. В самом траурном зале Комарова, по слухам, едва не упала в ноги родителям погибших спортсменов, соболезнуя их утрате.
Позже правительственный идеолог Алексей Шипилов сообщит журналистам, что губернатор работала без сна и отдыха пять суток.
Заместитель Комаровой также заявит, что ответственность за произошедшее лежит на каждом жителе Югры. «Вопрос безопасности в нашем сознании должен стоять на первом месте. Родители, отдавая детей в секции, должны убедиться, проверить, знают ли правила безопасности тренеры, водители. Потому что ответственность должна лежать не только на чиновниках и силовиках, но и на нашем гражданском обществе», — прокомментировал господин Шипилов.
Реакция на действия губернатора
Для жителей Нефтеюганска произошедшая авария — больная тема. Про нее стараются не говорить, рассказывает «URA.Ru» местная общественница Светлана Красильникова. Городские активисты проводят сейчас собственное расследование, кто же на самом деле стал виновником произошедшей трагедии.
Претензий к окружным чиновникам много, но отношение к губернатору в Нефтеюганске изменилось в лучшую сторону. Произошло это после того, как глава региона приехала на церемонию прощания с погибшими детьми.
«Про Комарову ничего плохого сказать не могу. Она молодец. Отреагировала правильно, — считает Светлана Красильникова. — На прощании с детьми к губернатору никто не подошел сам, все только перешептывались. Может быть, ее отчасти и винили, но она правильно сделала, что взяла все под свой контроль, и ее боль на прощании видели все. Она тоже человек».
Положительно действия губернатора в непростой ситуации оценили и эксперты. «Само событие, конечно, ужасное. Что касается реакции — она была адекватная, правильная и как губернатора, и как матери, и как женщины. Поведение абсолютно верное», — высказал свое мнение политолог, Telegram-блогер Леонид Давыдов.
Глава Уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин считает, что эта авария не повлияла негативно на рейтинг первого лица Югры. «Она, мне кажется, в этой ситуации повела себя по-человечески. Губернатор глубоко переживала эту ситуацию. С другой стороны, проявила себя как сильный и волевой руководитель, который, несмотря на горе, сумела организовать работу», — высказал свое мнение эксперт.
Кроме того, он напомнил, что по инициативе губернатора начаты проверки, внесены предложения по совершенствованию перевозки детей, Наталья Комарова проинспектировала работу спортшкол. Он также отметил, что кадровые решения по тем или иным окружным чиновникам должны быть приняты только по итогам проверок.
В окружном отделении ОНФ не стали давать оценку произошедшим событиям. «Это не в нашей компетенции», — сказал сопредседатель регионального штаба Константин Терновой, отказавшись от дальнейших комментариев.
Его коллега Лариса Белоцерковцева не ответила на звонок журналиста «URA.Ru».
ДТП, напомним, произошло 4 декабря. Оно унесло жизни 12 человек (десять из них — дети), еще десятки пострадали. В автобусе, который направлялся из Ханты-Мансийска в Нефтеюганск, с окружных соревнований ехали юные акробаты. Транспортное средство попало в массовую аварию. По данному факту возбуждено уголовное дело.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!