Как теракты в Анкаре и Берлине мобилизовали силовиков
Убийство российского посла Андрея Карлова в Анкаре, наезд на посетителей рождественской ярмарки в Берлине и стрельба в мусульманском центре в Цюрихе стали причинами дополнительной мобилизации спецподразделений как в России, так и за рубежом.
Силовые ведомства крайне негативно отреагировали на новости из Анкары. Источник агентства в спецотряде подтвердил срочную мобилизацию россиян, находящихся на службе (в том числе и на гражданской) в регионах повышенной опасности: Турции, Сирии, Ливии и других государствах Ближнего Востока. «Пока выясняются все обстоятельства случившегося с нашим представителем. Ведется служебная проверка, поскольку по протоколу, в той ситуации, посла кто-то должен был прикрывать», — рассказал один из собеседников «URA.Ru». В то же время усиление произошло в Москве, регионах Северного Кавказа и на приграничных к ним территориях, сообщил источник «URA.Ru», близкий к Национальному антитеррористическому комитету России.
Как пояснил сопредседатель Консультативного совета при ФСБ Михаил Головатов, при возникновении «неординарных ситуаций», в ведомствах сразу принимается решение об усилении мер безопасности и охраны общественного порядка, дипломатических представительств, помимо особо важных объектов.
«В преддверии праздников силовые структуры традиционно увеличивают количество личного состава, проводятся специнструктажи, выделяются спецсредства и техника, привлекаются другие силы.
Вплоть до привлечения ЧОПов, которые используются при патрулировании и обеспечении пропускного режима на всех мероприятиях, связанных с массовыми гуляниями», — рассказал Головатов в интервью «URA.Ru». Сейчас это проходит на фоне традиционного усиления перед праздничными мероприятиями.
В четверг, 16 декабря, в Москве оперативники ФСБ России задержали группу мужчин, которых подозревают в подготовке терактов в столице. По версии следствия, эта диверсионно-террористическая группа находится под контролем у запрещенной в РФ организации «Исламское государство». Вечером того же дня пришли сообщения о завершении спецоперации в Самаре, в ходе которой также задержали еще двух террористов.
Как прокомментировал тогда случившееся полпред Южного федерального округа Владимир Устинов федеральным телеканалам, это был не единичный случай в его регионах.
«В Ростовской области и в Республике Крым в последнее время были предотвращены террористические акты, направленные на объекты с массовым пребыванием людей, объекты жизнеобеспечения и военной инфраструктуры. Лица, которые их готовили, задержаны и обезврежены», — сообщил полномочный Устинов. По данным ФСБ, теракты были нацелены на крупные города, включая Москву, Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург, сообщала новостная служба «Первого канала».
Эти задержания — результат работы спецслужб, которые отреагировали на предпраздничную активность террористов, объясняет вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Поляков.
«Если раньше мы за ними [боевиками] не успевали, то сейчас начали их опережать.
По сравнению с «первым» Кавказом, конечно, усилились как оперативность, так и уровень подготовки подразделений, что дает нам определенную фору. У нас было на чем учиться и кому учиться. На такую результативность в предупреждении терактов мы вышли в последние два-три года. По своей структуре могу сказать, наши бойцы находятся на профессиональном подъеме», — рассказал эксперт в интервью «URA.Ru». По словам Полякова, положительно на оперативности работы отразилось создание Национального антитеррористического комитета (НАК): «Когда на уровне государственной политики выработалась единая концепция по борьбе с терроризмом», — пояснил он.
Именно этого опыта регулярной работы с боевиками на «своей земле» не хватило немецким силовикам, чтобы предупредить берлинскую трагедию, говорит Поляков.
Сопредседатель Консультативного совета при ФСБ Михаил Головатов считает, что любое национальное подразделение должно опираться на международный опыт. Теракт, совершенный в понедельник, 19 декабря, в столице Германии, напоминает по своей структуре атаку на французскую Ниццу, произошедшую 14 июля этого года.
«Это явная недоработка руководства их спецслужб. Должны были проработать и предупредить, потому что это как раз и было массовое скопление людей.
Надо оценивать все то, что происходит в мире, и не важно, где это случилось — во Франции, России или Германии. Это та аналитика, которую нужно использовать в работе по предотвращению атак», —
подчеркнул Головатов в интервью «URA.Ru».
Член научного совета Московского Центра Карнеги Николай Петров в интервью агентству обратил особое внимание на государства, в которых произошли теракты. По его мнению, и Турция и Германия — это страны, которые потенциально доступнее для террористов с Ближнего Востока:
«У нас существенно жестче контролируют границы: приехать в Россию сирийцу или любому арабу с Ближнего Востока намного сложнее, чем в тот же Париж, Брюссель или Берлин.
А террористы-россияне, которые выехали туда, находятся под постоянным контролем силовиков. И в этом случае, за наши службы безопасности не стыдно».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.