«Мы превращаемся в город с протянутой рукой»
В Нижнем Тагиле уже ведется подготовка к предстоящим выборам главы и гордумы, которые пройдут 10 сентября 2017 года. Пока потенциальные участники этих кампаний неохотно говорят о будущих планах и гораздо охотнее подводят итоги работы прежнего состава. Остающимися после пяти лет работы претензиями к областной власти и депутатам Госдумы, а также разочарованием в статусе городского депутата и его возможностях с «URA.Ru» поделился председатель бюджетной комиссии Думы Нижнего Тагила Вячеслав Малых.
— Депутат «тагильской группы» в Заксобрании откровенно упрекает коллег из гордумы Нижнего Тагила, что те не присылают свои пожелания для включения в областной бюджет или для отстаивания на бюджетных комиссиях?
— А что, так нужно делать? За время моей работы в Думе мы писали обращение на председателя правительства области (тогда еще Дениса Паслера — прим «URA.Ru»), на губернатора, на председателя Законодательного собрания, на различных министров, но чтобы писать депутатам в Заксобрание — я впервые о таком слышу.
— Ощущение, что дружественности между депутатами гордумы и Заксобрания нет?
— Безусловно, она есть. Мы ведь входим в одну партию — «Единую Россию». Мы как минимум встречаемся на политсоветах и других мероприятиях. Есть возможность заглянуть друг другу в глаза, пообщаться.
— Если сюда добавить тагильского депутата Госдумы Алексея Балыбердина, то можно уже говорить о той самой депутатской вертикали — или это не более чем красивый миф?
— Так должно быть. Знаю, что у депутатов Заксобрания округа шире, в этом случае я не представляю, как они успевают все охватить. У нас в гордуме округа — по 20 тысяч человек. Поэтому, конечно, в этой связке должна быть городская Дума. Меня, кстати, приятно удивило: на одном из совещаний нашей гордумы: Балыбердин (уже депутат Госдумы) вышел, рассказал свои впечатления, как состоялось первое заседание, как прошел комитет, куда он попал. Конечно, это приятно, что человек держит ответ перед своими избирателями и местными депутатами. По крайней мере, до него такого не было. Были Петров и Якушев — я их нечасто встречал, только когда избирались. А потом уже весь созыв до следующего собрания я их не видел.
— Помимо выборов, которые прошли 18 сентября, у вас в ближайшее время своя «головная боль» — выборы депутатов гордумы, главы Нижнего Тагила. Можно уже сегодня говорить о конкретных лицах и претендентах на основные места?
— Про главу я лично ничего не слышал и не знаю, кто может быть преемником или кто претендует на это место. Что касается депутатов, по претендентам — у нас всегда участвовали в этом «ЕвразХолдинг» и Уралвагонзавод, а также будут депутаты, которые не входит ни в одну из этих финансово-промышленных групп. Сейчас мы будем утверждать новую «нарезку» округов. Раньше их было 13, а теперь появится еще один, 14-й депутат от избирательных округов, поэтому будет 28 депутатов: 14 по спискам, 14 по выборным округам.
— Большую часть дадут все-таки претендентам от финансово-промышленных групп?
— Что значит «отдадут»? Должен еще пройти политсовет, должны пройти совещания. Выбирать, согласовывать, утверждать кандидатов будет партия. Конечно, после того как появятся новые округа, уже в новом году, начнется движение, начнется обсуждение, появится какая-то расстановка, чтобы перед выборами у всех была возможность заявить о себе.
— Если смотреть не в перспективу, а в ретроспективу — уже есть оценка того что было сделано. На ваш взгляд, нынешние успехи и провалы городской власти как выглядят?
— Думаю, что нынешняя гордума как никогда продуктивно и слаженно работала с главой города. Приход Сергея Носова отразился на внешнем облике города — появились набережная, музыкальный фонтан, парки, открылись новые спортивные объекты, отреставрировали площадь перед «Современником». Многое сделано, чтобы люди почувствовали себя комфортно, гуляя по городу, чтобы им было приятно находиться на улицах с эстетической точки зрения — ведь горожане съезжаются в центр отовсюду.
В целом из-за созданных благоприятных условий, благодаря порядку и ухоженности городской среды, увеличился туристический поток в Нижний Тагил. Благодаря этому у людей и настроение повышается, и друг к другу они относятся более благожелательно. А так — каждый работает на своем предприятии. Сейчас чувствуется нехватка денег, но это опять же не из-за главы города и не из-за депутатов гордумы. Это общероссийская тенденция. На долгосрочной основе заложены определенные вещи, но в условиях непростого времени непонятно, насколько они будут исполнены. Что касается провалов, то я даже навскидку не готов сказать, какие уж у нас провалы были.
— Боитесь признавать ошибки?
*Улыбается*
— Если бы я был распорядителем бюджетных средств, то у меня непременно возникла бы мысль урезать вам финансирование — все в городе у вас и так хорошо.
— Стараемся, чтобы было хорошо. Урезать нечего — и без того «бюджет выживания». Из 9 млрд рублей — три с небольшим — собственные доходы, остальное — субсидии и субвенции от области. И так область нам в этом году отдала 20% от НДФЛ, а так и вовсе было бы два миллиарда — это очень мало. Мы превращаемся в «город с протянутой рукой», мы начинаем на все просить — это печально.
Город оснащен множеством видеокамер, фиксирующих нарушения ПДД — все доходы от штрафов уходят в область. Сумма там, по-моему, в районе 60-80 миллионов рублей. Очень хотелось бы, чтобы они оставались в городском бюджете — Нижний Тагил все-таки второй город в области. Необходимо, чтобы нам перепадало больше денег — нам еще и школы нужно строить, и дороги ремонтировать. Поэтому мы и на выборы пошли, чтобы в Заксобрание попало как можно больше депутатов, которые бы продвигали наши интересы.
— Решать эти вопросы можно, только если все работают слаженно и без конфликтов. Но мы знаем примеры таких муниципалитетов, как Реж, где Дума, мягко говоря, является конфликтной. У вас как с депутатской дисциплиной дело обстоит?
— Я знаю всю ту ситуацию, которая была в режевской Думе. У нас такого нет. Мы проработали дружно, в том числе вместе с главой. Следующие выборы уже 10 сентября 2017 года, а мы работаем до июня 2017 года. Поэтому какой смысл ссориться в такой ситуации? Сейчас уже все сработались, пять лет почти отработали.
— Набранный на выборах в сентябре, которые назвали «референдумом доверия Носову», запас политических очков на предстоящих выборах сработает на партию и на самого Носова или весь «выветрился» уже?
— Обязательно сработает. Сразу стало ясно, что Сергей Константинович не собирается уходить с должности секретаря [нижнетагильского] отделения партии. Ничего такого за последнее время не произошло, чтоб можно было говорить о снижении уровня доверия. Что будет дальше, поживем — увидим. К весне все это завертится, закрутится. Народ любит Носова, что говорить.
— До выборов 18 сентября 2016 года разговаривал с представителями оппозиционных партий, и они признавались, что им предлагали «расторговать» их выдвижение в Заксобрание по «курсу» два места в тагильской гордуме в обмен на одно в областном парламенте.
— Мне в это не верится, и я с этим не встречался. Более того, мы все равно все друг с другом кулуарно общаемся, встречаемся, пьем кофе. Я даже не представляю, кто и кому мог это гарантировать. Тем более у нас в думе три человека из «Справедливой России», два коммуниста и один представитель ЛДПР. Шесть человек из 27 — оппозиционеры. Какие оппозиционные партии какие места в городской думе могут «расторговывать» в такой ситуации?
— То есть предстоящие выборы не то чтобы настолько предсказуемый процесс?
— Нет, конечно.
— В екатеринбургской гордуме часть депутатов уже к третьему году полномочий разочаровалась в полученных после избрания возможностях. Вас по итогу работы в Думе еще меньшего масштаба постигло разочарование?
— Насколько человек выкладывается на работе, настолько он и может ощутить себя бесполезным. Может быть, эти разочарованные депутаты ставили нереализуемые цели или имели слишком завышенные запросы, которые нереально исполнить в гордуме? А если ты работаешь над жизненными вещами в пределах полномочий родного города, то все можно сделать. Человек должен знать свой район, свой город, свой округ — все нюансы. Кроме того, у гордумы есть полномочия обратиться хоть к губернатору, хоть к спикеру областного парламента.
У меня в определенные моменты тоже было временное разочарование, когда я входил в комиссию по развитию предпринимательства, градостроительства и землепользования. Прошел год-два, и думаешь: «А чем предпринимателю можно реально помочь? Чем?» И выясняется, что очень многое от нас не зависит — цены на электричество, цены на услуги по подключению к газу и многое другое. И тогда возник такой момент, что я действительно почувствовал себя бесполезным: хочется помочь, но не можешь и, более того, не понимаешь, как это можно сделать.
— С прошлого года ходит история о том, что региональное отделение партии «Единая Россия» терзают скандалы. В Тагиле отделение возглавил пользующийся всеобщим доверием Носов, что не отменяет скандалов, претензий и амбиций отдельных функционеров — как с этим?
— Да, в «Единой России» Нижнего Тагила произошли изменения. Недавно у нас прошла конференция, выбрали новый состав политсовета (дело в том, что региональное отделение дало рекомендацию сократить численный состав с 74 до 50 человек). Выбрали делегатов на конференцию, которая состоится 24 декабря, и мы все на ней будем вместе с Носовым. Пока новый секретарь, новый состав, и пока все спокойно. Распрей и интриг нет, во всяком случае, я не вижу.
— Какие ожидания от предстоящей конференции?
— На конференции должны выбрать избрать секретаря отделения (я думаю, это будет Виктор Анатольевич Шептий), новый состав политсовета и делегатов в Москву.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!