Кремль заговорил с регионами. Результат — громкие отставки
Массовое отравление «Боярышником» в Иркутской области и ранее запланированный семинар с вице-губернаторами, прервавший паузу в коммуникации администрации президента с регионами, стали ключевыми событиями декабря, которые в разной степени повлияли на социально-политическую устойчивость регионов. Фонд «Петербургская политика» опубликовал свой свежий рейтинг — это ежемесячное исследование ведется с осени 2012 года и оценивает субъекты на основе мониторинга важнейших социально-политических событий.
Как отметил в интервью «URA.RU» президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, реакция на массовое отравление в Иркутской области (4,5) оказалась сугубо формальной.
«Было неглубокое погружение в содержание события с некритичным восприятием мифа о том, что в России умирают от суррогатных напитков десятки миллионов. Хотя такого рода кризисы в регионах редки и встречаются и в других странах, с другим правовым регулированием спиртосодержащей продукции, да и в СССР такое случалось. Поэтому концептуальных изменений в региональной политике иркутские события не вызвали», — заключил эксперт.
С другой стороны,
эксперты отметили в декабре всплеск интереса федеральной власти к процессам в регионах.
В докладе говорится, что в ходе ежегодной пресс-конференции Владимир Путин упомянул рекордно большое количество фамилий глав регионов (в основном недавних «назначенцев»). Тем самым президент предпринял попытку проанализировать практики кадровых решений в отношении губернаторов. Тут же вспоминают и проведенный Кремлем семинар с вице-губернаторами по внутренней политике. А также идею кабмина поднять дотации регионам с низкой бюджетной обеспеченностью, ущемляя интересы регионов-доноров (часто воспринимающих себя как экономическую, а порой и как электоральную опору власти). Это отразилось в критике главы Татарстана (8,3) данной инициативы и закрепилось на третей строчке самых важных событий в декабре. В итоге, регион потерял два пункта относительно ноября, но остался в группе регионов с максимальной устойчивостью.
В основном объектами административных атак чаще в декабре стали регионы с относительно слабым политическим весом руководителей,
пишут эксперты. Под удар попала Хакасия (6,4) — там был арестован глава администрации губернатора Владимир Бызов, вследствие чего регион потерял 4 пункта. Столько же недосчитался в декабре Приморский край (4,5), где фигурантами уголовных дел стали вице-губернатор и ряд представителей ближайшего окружения губернатора. Таким образом субъект занял последнюю строчку рейтинга.
В лидирующей группе регионов с максимальной социально-политической устойчивостью остается ЯНАО (8,1), отыгравший один пункт.
На грани выхода из этой группы находится Тюменская область (8,1), потерявшая два балла. Регион «отметился» в топе событий федерального значения приговором блогеру Алексею Кунгурову, обвиненном в оправдании терроризма и отправленном на 2 года в колонию-поселение. ХМАО (7,3) ослабел на десятую. На социальное самочувствие региона не могла не повлиять страшная автокатастрофа, которая стала причиной гибели 10 детей и двух взрослых. Тем не менее, регион остается в группе с высокой устойчивостью.
Москва (6,4) закрепилась в группе регионов со средними показателями. На ее позиции не повлияли ни расширение зон платной парковки, ни инициатива Мосгордумы согласовывать встречи депутатов с избирателями. (Именно так несогласные с решением московских властей собирались на акции протеста против решения департамента транспорта Москвы).
Полемика вокруг деятельности екатеринбургского Ельцин Центра также вошла в топ-30 главных региональных событий декабря. В итоге скандал, который разгорелся с подачи режиссера Никиты Михалкова и с участием первой леди России Наиной Ельциной, положительно сказался на рейтинге региона. Свердловская область (6,2) прибавила один пункт относительно ноября. Председатель фонда «Петербургская политика» Леонид Давыдов считает, что
этот спор — пример такого политтехнологического кейса, который следовало бы придумать, если бы он не случился на самом деле.
«Само по себе это событие — не отрицательное. Полемика, скорее, привлекла к региону внимание федеральной прессы. При этом все стороны вели себя адекватно, и в итоге каждый лишь получил дополнительный пиар», — описал ситуацию «URA.RU» политтехнолог. При этом эксперт обратил внимание на то, что
Свердловская область — недооцененный регион: существующий рейтинг ниже реального потенциала субъекта,
поэтому в конце 2016 года здесь сработал «эффект низкой базы», который и предопределил рост.
Кроме того, как отметил Давыдов, сейчас в области начался предвыборный сезон в преддверии Единого дня голосования 2017 года, на котором выберут губернатора. «Если рассматривать событие в разрезе предвыборной кампании, то скандал в итоге сыграл всем на руку всем заинтересованным сторонам», — резюмировал эксперт.
В группе регионов с пониженной устойчивостью продолжают находиться Курганская (5,3) и Челябинская (5,1) области. Последняя укрепила свои позиции на пункт, а также отметилась в тридцатке региональных событий месяца сменой руководителя регионального УФСБ. А также отменой международных соревнований по зимним видам спорта из-за допингового расследования (наравне с Псковской (5,8) и Тюменской областями, а также Краснодарским краем (5,1).
Среди самых слабых регионов Большого Урала остается Пермский край (4,8), который вошел в федеральную повестку декабря отставкой главы администрации губернатора Анатолия Маховикова.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.