Комарова помогает строителям отбиться от обманутых дольщиков
Суды в ХМАО-Югре неожиданно изменили устоявшуюся практику рассмотрения конфликтов между строителями и дольщиками. Служители Фемиды, ранее традиционно защищавшие интересы ипотечников, стали отказывать пострадавшим югорчанам в возмещении убытков, а также занижать суммы неустойки, предусмотренной законом. По версии дольщиков и юристов, изменения произошли на фоне финансовых проблем правительственного фонда «Жилище» и вмешательства в ситуацию губернатора Натальи Комаровой. Власти региона планировали ликвидировать убыточный актив, задолжавший контрагентам свыше 3 млрд рублей, однако пока зашли только в юридический тупик.
В картотеке суда ХМАО-Югры по состоянию на середину февраля 2017 года находятся несколько десятков дел, инициированных против окружного строительного фонда «Жилище» его же дольщиками. Причина — срыв сроков строительства двух многоквартирных домов в Нижневартовске. Нарушение договорных обязательств произошло несмотря на выданные застройщиком гарантии от имени правительства Югры. Претензии югорчан разнятся. Одни неудавшиеся новоселы требуют расторжения сделки и возврата вложенных средств с учетом расходов на ипотеку, другие — дожидаются ввода объекта и рассчитывают получить неустойку,
Ответчик «Жилище» выбрал тактику затягивания времени. Проиграв суды первой инстанции, юристы фонда по каждому делу направили апелляционную жалобу, отсрочив момент возврата денег на полгода. При этом дольщики, которые фактически уже расторгли отношения с застройщиком, продолжают ежемесячно платить ипотечные кредиты. Суммы ущерба в виде банковских процентов были также предъявлены нарушителю и одобрены судами первой инстанции. Цифры варьируются в зависимости от конкретного случая — от 500 тыс. рублей до нескольких миллионов.
Суд ХМАО, поддержав сторону «Жилище», отказался признавать ущербом затраты дольщиков на ипотеку.
Как сообщил «URA.RU» на правах анонимности сотрудник юридической службы «Жилище», изменение устоявшейся судебной практики произошло после вмешательства в ситуацию Натальи Комаровой. Согласно этой версии, губернатор провела закрытое совещание на тему дальнейшей судьбы фонда, на котором в том числе присутствовали и руководители югорских судов. «Есть мнение, что
Комарова выступила с просьбой поддержать «Жилище» при рассмотрении дел с дольщиками, и по возможности, минимизировать расходы.
Во всяком случае после этой встречи неустойки, штрафы, и прочие взыскания, налагаемые судами, стали на порядок меньше. Основная сумма долга — перед банками, 3 млрд рублей, но на нее повлиять невозможно. Кредитные линии открывались под гарантии правительства. Так что отбиваемся, где можем», — комментирует юрист.
Потерявшие свои деньги дольщики намерены подать кассационную жалобу, а после, в случае необходимости, обратиться с жалобой в Верховный суд Российской Федерации.
«В соответствии со ст. 15, 393 ГК РФ лицо, чье право нарушено, имеет право требовать полного возмещения ему убытков. А суд обязан принять меры по установлению размера убытков с разумной степенью достоверности. В случае расторжения ДДУ [договора долевого участия] доказательствами, позволяющими достоверно определить размер причиненных убытков, могут быть соответствующие квитанции об оплате дольщиком ипотечного кредита. Установив эти обстоятельства, суд взыскивает убытки в полном объеме. Стоит также отметить, что если лицо, чье право нарушено, воспользовалось иными способами защиты нарушенного права, например, путем взыскания неустойки, то оно не лишается права требовать возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства», — комментирует в разговоре руководитель юридического агентства «Абсолютное право» Артур Каракулов.
Инсайдер агентства в окружении губернатора не подтвердил информацию о закрытом совещании у Натальи Комаровой и просьбе, адресованной председателям югорских судов. «Вряд ли такое было. Контактов между правительством и судами нет», — утверждает высокопоставленный чиновник. В департаменте общественных и внешних связей официально также опровергли информацию о причастности главы ХМАО к вынесенным решениям судов.
Как сообщил в разговоре с «URA.RU» пресс-секретарь суда ХМАО-Югры Александр Голубев, возможность политического давления на судебные органы со стороны исполнительной власти полностью исключена.
По версии собеседника, повлиять на выводы апелляции не способен даже руководитель суда. Эту должность сейчас занимает Владимир Бабинов. «Суд в своей деятельности исходит исключительно из положений Конституции РФ и обстоятельств соответствующего дела. Повлиять на решение судьи не может даже руководство суда. Если существуют сомнения относительно справедливости вынесенного апелляционной инстанции решения, может быть подана кассационная жалоба. Также можно обратиться в Верховный суд РФ с просьбой отменить спорное решение», — комментирует Голубев.
Ранее, по данным инсайдеров агентства в Белом доме, Наталья Комарова поручила правительственному куратору строительной сферы Дмитрию Шаповалу найти варианты ликвидации проблемного актива.
На сегодняшний день нет надежных юридических способов закрыть «Жилище».
Фонд, как форма организации, не может быть пропущен через стандартную процедуру банкротства в арбитраже. Также застройщик несет на себе гарантийные обязательства по уже введенным в эксплуатацию домам, сроком в 5 лет. Как сообщил исполнительный директор «Жилище» Андрей Шаламов, он не посвящен в планы окружных властей относительно дальнейшей судьбы его организации. «Могу сказать, что сейчас перед нами поставлена задача закрыть все взятые на себя обязательства», — говорит Шаламов.
Получить комментарии Дмитрия Шаповала на момент опубликования материала не удалось. В среду чиновник не отвечал на звонки журналистов.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!