Почему протест радикалов-патриотов хуже митингов Навального
Перед властями ХМАО поставлен жесткий вопрос, на который надо реагировать в кратчайшие сроки: как не пустить радикальную организацию «Совесть» во власть? Молодежные активисты уже заявили о желании участвовать в выборах в Думу округа. Сблизившиеся с КПРФ общественники провели крупный митинг под стенами мэрии Сургута, едва не устроив массовую драку с полицией.
Собеседники в «Белом доме» Югры признаются, что «Совесть» несет серьезную угрозу в качестве ключевой дестабилизирующей силы региона. Именно молодежная организация формирует в ХМАО протестную повестку. А появившаяся у радикалов платформа КПРФ помогает закрепиться в системной политике — заявиться и участвовать в выборах.
Это может в ближайшие несколько лет сделать «Совесть» реальной политической силой, опирающейся на шантаж, когда власти под угрозой массовых драк ставят ультимативные условия, считают собеседники в коридорах власти.
Они даже называют в качестве похожего примера предвоенную Германию 30-х годов 20 века, когда рабочая партия вела диалог с властями, постоянно угрожая общественными беспорядками. Отсюда и отношение к активной молодежи.
«Эту группировку сложно разрушить, а ее лидеры не настроены на конструктивный диалог. Сами себя толкают на радикальный путь, а это заведомо проигрышно, так как сегодня с такими никто церемониться не будет», — комментирует собеседник в правительстве ХМАО.
Окружным властям связывает руки идеологическая составляющая радикальной организации — активисты «Совести», несмотря на весь свой протест, позиционируют себя как патриотическое движение. В этой истории несанкционированные митинги сторонников Алексея Навального, который борется с действующим режимом, для власти являются намного меньшей головной болью, считают политологи.
«Почему-то считается, что митинги Навального представляют угрозу. Их сопоставляют с акциями протеста 2011 года. На мой взгляд, несравнимые вещи, и нынешние митинги Навального просто раскручены. А что касается „Совести“ — митинги надо организовывать, нужны активисты, нужны средства. Я бы не стал преуменьшать „Совесть“. Это вполне сила», — прокомментировал руководитель уральского филиала «Фонда развития гражданского общества» Анатолий Гагарин.
По одной из версий, «Совести» до сих пор удается вести свою деятельность из-за отсутствия четкого понимания у силовиков и чиновников, что делать с молодежным активистами. Тем более что все предыдущие попытки развалить организацию давали лишь временный эффект — даже после ликвидации «Совесть» снова возродилась.
Одним из примеров попытки повлиять на «Совесть» была военно-патриотическая игра «Зарница». В проект удалось привлечь несколько лидеров общественной организации, через которых в 2015 году власти не пустили активистов на штурм Дома правительства ХМАО — тогда в столицу региона планировали выехать около 300 радикалов. Позднее ряд общественников все-таки покинул игру, поэтому второй раз этот метод едва ли сработает.
Прямое силовое воздействие также подействовало лишь на время. Даже после того, как основатель «Совести» Руслан Аюпов был объявлен в федеральный розыск, а ряд других лидеров организации был задержан в рамках дел о массовой драке и вымогательстве, у организации нашлись новые руководители, которые снова вернули активистов в повестку.
Сближение активистов «Совести» и КПРФ, которое началось в середине 2016 года, по данным инсайдеров «URA.RU», изначально планировалось как попытка избавить молодежь от радикальной идеологии.
Согласно этой гипотезе, власти таким образом пытались получить влияние на организацию.
«Партия подчиняется определенным законам, на нее можно воздействовать, и это гораздо проще, чем иметь дело с компанией молодых людей в несколько тысяч человек, у которых есть только флаги, идеология и спортзал для тренировок», — комментирует источник агентства, знакомый с положением дел в «Совести».
Сейчас действия коммунистов вызывают недовольство в «Белом доме» ХМАО, где могли расценить активность «Совести» как неспособность партийного руководства контролировать радикалов. «Это для регионального руководства может закончиться увольнением. Вряд ли они смогут ими управлять, [второй секретарь КПРФ Югры] Иван Левченко может доиграться», — заявил собеседник в правительстве ХМАО.
Одна из идей, которая сейчас обсуждается: отрезать «Совесть» от партийных ресурсов. Эта история может привести к публичному конфликту между властями и КПРФ. Метод может и не сработать, поскольку есть пока не подтвержденные данные, что у молодежных активистов есть другое финансирование.
«Видно, что им платят, что у них четкое техзадание. Ребята пытаются вызвать на себя агрессию, выводят на провокацию. Очевидно, что идет поддержка и кто-то грамотно выстраивает всю их работу. Что с ними делать — это хороший вопрос», — прокомментировал член молодежного парламента ХМАО, лидер сургутской «Молодой гвардии» Юлия Зайцева.
По данным инсайдеров агентства, власти ХМАО также намерены еще раз попытаться перестроить идеологию организации. Патриотически настроенным активистам можно дать нового врага — тех же либералов Навального, которым «Совесть» уже публично себя противопоставляет. Такой подход может позволить и снизить градус социального напряжения в повестке и увести «Совесть» от потенциально взрывной идеологии, связанной с ультранационалистическими вопросами, считают в команде губернатора Югры.
Если же не выйдет решить вопрос обычными методами, то придется действовать жестко — признают в правительстве.
«Либо они перестроятся в мирное и разумное русло, либо их начнут всех закрывать: экстремистов никто и никогда во власть не пустит», — заявил источник в «Белом доме» региона.
Власти Сургута пока считают, что победить «Совесть» можно, просто лишив ее протестной повестки. «У них нет потенциала, поскольку эта организация отстаивает лишь позиции двух-трех своих лидеров. Этих лидеров в политическом пространстве нет, и шансы там появиться у них минимальны. Используемые на акциях протеста инфоповоды — это ничем не примечательные истории, которые просто повернуты так, как им это выгодно», — заявили в мэрии Сургута.
По некоторым данным, чиновники намерены и вовсе вывести радикалов за пределы информационного поля, договорившись с местными журналистами о бойкоте «Совести». Но этот метод сработает только до первых столкновений с полицией и задержаний активистов.
В самой «Совести» официально заявляют, что не являются радикалами, продолжают пропагандировать патриотический и здоровый образы жизни, поддерживать курс президента страны. В организации отмечают, что готовы к столкновениям с силовиками. Более того, активисты считают, что это рано или поздно произойдет.
«Разговаривать с нами никто не будет. Я ожидаю, и это закономерно, что к нам будет применено силовое воздействие. Мы к этому готовы. Ребята отсидели, вышли, осталось по две руки, две ноги. Люди не сломались», — рассказал «URA.RU» один из лидеров организации, Андрей Калошин.
В полиции говорят, что заняли позицию наблюдателей и ждут, пока активисты нарушат закон. «Мы действуем в рамках закона. Будут нарушать — будем привлекать к ответственности. Нам важно, чтобы не было каких-то потасовок и иных нарушений общественного порядка», — рассказал «URA.RU» специалист группы по связям со СМИ отдела полиции в Сургуте Елена Ким.
Источник агентства в ФСБ уверяет, что ведомство сегодня лишь занимается мониторингом этой истории и не собирается вмешиваться в действия полиции. Тем не менее, если проблема радикального югорского протеста не будет решена гуманными методами, в конечном счете «Совесть» вполне может быть уничтожена спецслужбами.
«URA.RU» продолжит следить за развитием событий.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!