«У строителей появится соблазн выводить людей на протесты»
Инициативная группа дольщиков, вложивших средства в 4-й (незаконный) подъезд дома № 142 по улице Холодильной в Тюмени, готова вновь выйти на пикет к администрации города. Предыдущая акция протеста дала результат: после десяти лет неопределенности проблемой дольщиков заинтересовалась региональная прокуратура. Сейчас Главное управление строительства Тюменской области старается выполнить требования до новой акции протеста.
4-й подъезд многоэтажки на улице Холодильной, которую строила компания «Стройтехторг» Анатолия Иванцова, считается проблемным, поскольку в отличие от трех других построен без разрешительной документации. В результате он не может быть введен в эксплуатацию, а дольщики не могут стать владельцами недвижимости. На прошлой неделе они пикетировали мэрию, а в СМИ появилась информация, что проблемы связаны с позицией самого Иванцова, который дистанцировался от устранения нарушений.
Альбина Филонова, участница инициативной группы обманутых дольщиков, говорит, что пикет — инициатива, вызванная бездействием властей на протяжении 10 лет. «Наш выход на Генпрокуратуру, Следственный комитет и Администрацию президента — это на 100% наша инициатива, мы виним власти за бездействие, — объяснила Филонова. — За то, что мы много-много лет, с 2009 года, об этой проблеме говорим, но власти ничего не делают. Они ни застройщика не наказали, ни чего другого не сделали. Все просто поднимают руки: МВД, Следственный комитет, прокуратура, мэрия, область. Говорят, что ничего не могут сделать, в их полномочия это не входит. В нашей стране власти нет, чиновники разрешают таким вот иванцовым строить дальше».
Активистка заявила, что в ближайшее время жилье так и не будет введено в эксплуатацию, пока не найдется организация, которая даст свое экспертное заключение, что дом безопасен для жильцов. «В скором времени, видимо, мы снова выйдем на пикет», — заверила Филонова
Член общественного совета при Главном управлении строительства Тюменской области Борис Ройтблат сообщил агентству: «Создана комиссия, 10—11 апреля будет завершена экспертиза объекта».
В мэрии Тюмени отказались комментировать ситуацию, сославшись на то, что тема митингующих дольщиков и недобросовестных застройщиков находится в компетенции главного управления строительства Тюменской области. Получить оперативный комментарий в ГУСе не удалось, управление потребовало письменный запрос.
Тюменский политолог Александр Безделов уверен, что «микропротесты» «дополнительно раскаляют» сложившуюся в регионе ситуацию. «Безусловно, здесь есть много факторов — социальных, экономических, политических. Ситуация и без того достаточно нервная», — говорит Безделов. При этом он считает, что если история с пикетом возмущенных жителей дома по Холодильной, 142 «разрешится быстро и в пользу застройщика», то у других застройщиков появится соблазн использовать эту схему для решения собственных экономических трудностей, «по каждому удобному и неудобному поводу выводя людей на улицу, провоцировать их на протест».
«Чем больше протестов по таким поводам, не имеющих отношения к мэрии и правительству Тюменской области и являющихся частной проблемой дольщиков и застройщика, тем быстрее лопнет терпение у власти. Вряд ли кто-то станет их жестко разгонять, но участникам будут в резкой форме объяснять, кто прав и кто не прав. Ресурсы у власти не бесконечны, чтобы помогать в каждой такой ситуации», — считает Безделов.
Он также считает, что «решение своих [застройщика] проблем за счет государства не жест отчаяния — это явное мошенничество». «Банкроться, распродавай личные машины и квартиры, землю, дачи — и будет чем платить людям зарплату. Я считаю, что
здесь (в истории с домом на Холодильной, 142 — ред.) должно быть уголовное дело. И совершенно не факт, что его не последует», —
прогнозирует эксперт.
Гендиректор строительного гиганта «Мостострой-11» Николай Руссу уверен: стоит говорить о проблемах в строительстве, а не о вине застройщиков. Заслуженный строитель России говорит, что случаи, когда застройщики сами подбивают дольщиков выйти на акцию протеста, единичны, если они вообще есть. «Это не политика — это манипуляция. Шантаж. Такое может быть от безысходности, — говорит Руссу. — Когда идет банкротство крупной компании, оно тянет за собой много мелких. Застройщику мог кто-то что-то не поставить, не выполнить какие-то обязательства. И для него такой шантаж — последний шанс, застройщик просто ищет, что можно сделать».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Тюмени? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Темы Тюмени», чтобы узнавать все новости первыми!