Носов начинает дорожную революцию
Администрация второго по величине города Свердловской области объявила сразу три тендера на капремонт и содержание дорог. Сумма беспрецедентная — 2,5 млрд рублей. Планируется содержать улицы в идеальном состоянии, провести капремонт 5 км дорог и отремонтировать без малого четыре десятка главных городских дорог. И это при том, что таких средств нет ни в городском, ни в областном бюджетах. Мэр Путинграда Сергей Носов сильно рискует, утверждает источник агентства, но признает: до 2017 года он всегда выигрывал.
Сразу три аукциона от администрации Нижнего Тагила с примерно одинаковыми условиями по капремонту и содержанию дорог появились на портале госзакупок. Общая сумма — 2,5 млрд рублей. Для сравнения: на ремонт дорог в Екатеринбурге выделено в этом году 1,3 млрд рублей, за эти деньги приведут в порядок около 50 участков, половина из них на улицах, прилегающих к Центральному стадиону, в рамках подготовки к ЧМ-2018.
Объем работ в Тагиле также впечатляет. За 784 млн рублей проведут капитальный ремонт улиц Грибоедова — Победы — Космонавтов — Максима Горького (на участке от ул. Быкова до ул. Черных). Это в общей сложности 4,7 км, при этом ремонт разделен на 4 этапа и подразумевает в том числе замену трамвайных путей.
Второй лот — почти на миллиард (990, 98 млн рублей) — будет израсходован на уборку дорог зимой, подметание и текущий ремонт летом по всему муниципальному образованию.
Третий тендер — на 742 млн рублей — касается ремонта 38 участков дорог, включая такие значимые для города, как Восточное и Северное шоссе. Все три аукциона появились на портале госзакупок почти одновременно, за неделю с 7 по 14 апреля, они будут разыграны, соответственно, 17 мая, 2 мая и 28 апреля.
Источники в отрасли обращают внимание на то, что эти тендеры на беспрецедентные для города суммы. «Таких денег в Тагиле еще не торговали.
И обратите внимание на контракт стоимостью чуть меньше миллиарда рублей. Точная цифра — 990 999 999,99 рублей. Это вообще не случайная цифра. Дело в том, что если жалоба поступает на контракт свыше миллиарда рублей, то его рассматривает федеральная антимонопольная служба. Скорее всего, такая сумма означает, что все три тендера готовятся под кого-то конкретного», — говорит собеседник агентства в отрасли.
Пока непонятен и источник финансирования контрактов — в областных целевых программах по ремонту дорог конкретно этих сумм найти не удалось. Не может быть источником финансирования и бюджет Нижнего Тагила — он на весь 2017 год составляет около 9 млрд рублей.
Главная тонкость контрактов в сроке их окончания — это 31 декабря 2020 года. Деньги, таким образом, выделяются на 3,5 года.
В разбивке по годам получается не так уж и много — суммарно около 800 млн рублей на капремонт и текущее содержание в год. Однако ни в одном из тендеров не прописана сумма финансирования по годам. То есть непонятно, каким образом и сколько средств может быть выделено в каждый конкретный период. Но зато оговорены условия работ: 20% подрядчик должен будет сделать сначала за собственные деньги и только потом ему оплатят эти работы. Остальные 80% от цены контракта выплачивается в процессе производства работ, по факту их выполнения, с отсрочкой на 120 дней, — говорится в конкурсной документации всех тендеров.
«Все эти условия делают контракт совершенно невыгодным для любых сторонних фирм. Чтобы начать работать, нужны огромный финансовый резерв, техника, люди, — говорит один из источников на рынке. — Это все признаки того, что в Тагиле есть фирма, которая готова работать на таких условиях, она определена»
Постоянным подрядчиком по выполнению дорожных работ в Нижнем Тагиле была компания «УБТ-Сервис» — именно этой «дочке» УВЗ достается большинство контрактов в городе. Вполне возможно, что так будет и сейчас — прием заявок еще продолжается. «УБТ-Сервис» работал с мэрией Нижнего Тагила именно по схеме, предложенной городом. По данным агентства, сейчас «УБТ-Сервис» постепенно отстраняется от городских тендеров, деятельность компании вызвала интерес у нового собственника УВЗ — Ростехнологий.
В тендерах на общую сумму в четверть бюджета Тагила есть и еще один аспект — он связан с тем, что муниципалитеты получают деньги из области на ремонт дорог фактически уже после того, как эти работы сделаны. Проще говоря, предъявляют уже готовый объект и просят его оплатить. «Тагил действует так: он сначала заказывает работы, разыгрывает тендеры, а уже потом ищет под них источники финансирования. И часто приходит по факту в область и говорит: у меня огромная кредиторская задолженность, нужны деньги», — говорит собеседник.
В администрации города не отрицают, что денег на дороги в бюджете нет. То есть контракты фактически будут расторгованы для фирм, которые в состоянии будут работать какое-то время без перечисления денег. Как стало известно корреспонденту «URA.RU», город таким образом пытается обойти несовершенство процедуры выделения денег из регионального бюджета. «Из-за позиции правительства области деньги на ремонт дорог конкурентным муниципалитетам выделяются слишком поздно, а часть денег — например, 1,3 млрд рублей в 2016 году, вообще осталось невостребованным», — пояснили в администрации города.
Механизм выделения денег на дороги вкратце такой: сначала местному бюджету дают очень небольшую часть от необходимой суммы, а потом уже выделяют на дорожные работы целевые трансферы. Но последние из облбюджета приходят слишком поздно. Муниципалитет, если будет делать все по закону, просто не успеет закончить дорожные работы в сезон.
«Вот уже пять лет подряд правительство области в первом квартале года увеличивает региональный дорожный фонд на 30-50% и принимает решение о направлении трансфертов муниципальным образованиям Свердловской области. Однако, каким конкретно муниципалитетам они выделяют эти деньги, непонятно. Поэтому решение о выделении денег принимается только в середине мая. Потом почти месяц уйдет на соглашение с минтрансом области, и почти столько же — на проведение необходимых изменений в бюджеты муниципальных образований. И к размещению необходимых конкурентных процедур, и то при наличии проектно-сметной документации с соответствующими заключениями о достоверности, можно приступить не ранее начала июля.
45 дней на проведение конкурсных процедур, опять же без учета возможных разбирательств в ФАСе, и муниципальный контракт на выполнение дорожных работ под конкретный размер субсидий будет заключен не ранее конца августа месяца. Таким образом, для самой стройки остаются сентябрь, октябрь и ноябрь», — поясняют в администрации города смысл заключения контрактов в апреле, хотя финансирование для них придет только через несколько месяцев.
«Таким образом, реализация дорожных работ в отсутствие уже заключенного муниципального контракта была бы, мягко говоря, затруднительна», — подчеркивают в администрации города.
По нашим данным, сейчас Нижний Тагил жестко критикует областное правительство за то, что механизм недофинансирования расходных полномочий муниципалитетов с последующим предоставлением целевых субсидий не позволяет муниципалитету полноценно решать задачи по ремонту и содержанию дорог. Более того, при любых раскладах муниципалитет становится нарушителем в расходовании бюджетных средств. Если одной улице необходим целый комплекс работ (ремонт полотна, расширение дороги и устройство ливневки), то в любом случае, будет нарушена цель предоставляемой субсидии — ведь все эти виды работ относятся к разным классификаторам.
Город сначала расторговывает контракты, а потом получает под них деньги постоянно, причем не только с дорогами местного значения, но и с более крупными объектами. Ровно та же ситуация получилась с мостом по улице Фрунзе. В апреле 2016 года Тагилу из облбюджета выделили только 60 млн рублей при сметной стоимости объекта около 500 млн рублей. Остаток денег пришел в декабре — и уже на полностью построенный объект.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!