«Это должно быть как в ЗАГСе: люди выходят замуж и женятся на России»
В четверг, 15 июня, в Госдуме прошел мозговой штурм по подготовке присяги при вступлении в российское гражданство. Идея ввести клятву для иностранца, который захотел стать россиянином, принадлежит Владимиру Путину. Президент ее предложил спикеру нижней палаты парламента Вячеславу Володину в начале июня. Спустя неделю, сегодня, глава фракции «Единой России» Владимир Васильев уже приветствовал гостей и прессу на первом заседании рабочей группы, а у него на руках было 20 проектов будущей присяги. СМИ было много, так как на круглый стол обещал приехать режиссер Никита Михалков, но его так и не дождались. Впрочем, на глазах корреспондента «URA.RU» и без автора «Бесогона» развернулась оживленная дискуссия о том, как вчерашний эмигрант будет превращаться в гражданина России.
За пять минут до начала заседания свободных мест за круглым столом почти не было.
«Екатерина, пришли ли к нам еще какие-то клятвы? Нет? Ну, значит, подождем еще!» — обращался член рабочей группы и председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников к своей помощнице. Потом посмотрел в сторону вице-президента Федеральной палаты адвокатов Владислава Гриба и поинтересовался: «А вы прислали мне слова гимна? Ой, точнее, клятвы?» Тот улыбнулся, отрицательно покачал головой и прибавил, что отдаст свою версию после.
Мозговой штурм начался минута в минуту. Тон задал Павел Крашенинников, который перечислил основные принципы, которых, по его мнению, должен придерживаться текст клятвы: добровольность, необратимость (человек принимает гражданство на всю жизнь), а также публичность и торжественность церемонии.
«Чтобы это не было номинально, как сейчас, когда человек расписывается в окошке, а проходило на фоне наших государственных символов, в присутствии представителей власти», — посетовал парламентарий.
И еще одна задача, которую поставил пред собравшимися Крашенинников — клятва должна быть лаконичной. «Мы можем много говорить, как мы любим страну, в которую приходим, но есть вещи, которые можно сказать просто», — резюмировал депутат и передал слово остальным участникам стола. С этим тезисом согласились после все лингвисты и филологи, которые пришли на встречу.
Первым слово предоставили председателю центрального штаба ОНФ, режиссеру Вячеславу Говорухину, который тут же обратился к международному опыту: «Текст присяги должен быть кратким, как в Канаде или Нидерландах. В Штатах, на мой взгляд, клятва длиннее, чем нужно. Там не должно быть пышных слов, она должна быть составлена из простых предложений».
Говорухин сразу заявил, что не приемлет ни вариант от ЛДПР, ни текст от вице-спикера ГД Ирины Яровой. Корреспондент «URA.RU» заглянул в обе версии и не смог не согласиться с режиссером.
Клятва гражданина от ЛДПР начинается со слов: «Вступая в гражданство России, я испытываю неописуемый восторг, что с сегодняшнего дня я гражданин самой великой страны на этой земле. И я никогда не предам тебя, Россия, никогда не пойду на поводу у твоих врагов и всегда буду гордиться, что я твой сын (твоя дочь). И эти шесть букв — Россия — всегда будут жечь мое сердце самой пылкой любовью к моей великой Родине». Как потом пояснил зампред Госдумы (ЛДПР) Игорь Лебедев, его однопартийцы хотели, чтобы присутствовала изюминка, чтобы клятва «запомнилась на всю жизнь».
В то же время вариант Яровой — полная противоположность первой клятве, он переполнен канцеляризмами: «Я… вступая в гражданство и в многонациональную семью народов Российской Федерации, соединенную общей судьбой на своей земле, клянусь уважать права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохранять исторически сложившееся государственное единство, исходить из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтить память предков, передавших любовь и уважение к России, веру в добро и справедливость, укреплять суверенную государственность России и утверждать незыблемость ее демократической основы, стремиться обеспечивать благополучие и процветание России, исходить из ответственности за Россию перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, защищать свою страну и народ, неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации».
Ирина Яровая после пояснила, что за основу взята преамбула Конституции, так как соблюдение и знание главного закона страны первостепенно для каждого гражданина: «Это не про буквы, слова и строчки, это про смыслы. Не надо их упрощать».
Васильев попросил Говорухина не переходить на критику конкретных проектов, а остаться в русле обсуждения, проговорить то, каким должен быть текст, и передал слово журналисту Николаю Сванидзе. Тот заявил, что клятва должна быть лаконичной и предельно сухой:
«Надо отстраниться от предельного пафоса. Почему будущий гражданин должен врать, что любит Россию, если это не так? Главное, чего мы должны избежать, — это профанация».
Слова Сванидзе были приняты неоднозначно: его соседи, юристы, закивали — на противоположной стороне стола возмущенно переговаривались.
С этого момента сразу стало понятно, что работа над текстом клятвы не будет простой. Слово взяли юристы, представители Общественной палаты Лидия Михеева и Владислав Гриб. По их мнению, акцент должен быть поставлен на обещание соблюдать законодательство и уважение Конституции. «Главное, чтобы в каждом слове был смысл и правовой, и морально-этический», — пояснил Владислав Гриб. И в этом смысле согласились с вариантом Яровой, только попросили его упростить.
В другой группе, которая ратовала больше не за правовую, а за моральную составляющую клятвы, оказались вчерашние силовики и филологи-лингвисты, которые призывали к простоте и смысловой полноте текста. Ярче всех высказался зампредседателя комитета по обороне Юрий Швыткин:
«Военная присяга отличается от общегражданской, она прописана кровью. Так и здесь: прошлое, настоящее и будущее нашей страны должны быть закреплены в тексте этой присяги.
Должна быть прописала моральная составляющая, чтобы гражданин понимал, что в случае несоблюдения своего обещания ему [будущему гражданину РФ], условно говоря, будет грозить кара товарищей».
— «Кара товарищей» — вот загнул! — прокомментировал помощник Татьяны Москальковой.
О моральной нагрузке говорили и замглавы комитета по делам национальности Елена Ямпольская и председатель комиссии ГД по вопросам депутатской этики Отари Аршба.
Последний и вовсе заявил, что «должно быть как в ЗАГСе: люди выходят замуж и женятся на России». Он резюмировал: «Церемония должна проходить в обстановке любви и уважения государства к человеку».
Условные группы «юристов» и «моралистов» примирила Татьяна Москалькова, уполномоченный по правам человека. Она заявила, что мы находимся на новом пороге осмысления гражданства, гордости за страну и патриотизма. Поэтому нужно разбить текст на две части. Первая должна быть эмоциональной, новый гражданин должен поклясться, что он будет уважать историю и культуру нашей страны, а вторая часть — правовой. В ней он пообещает соблюдать наши законы.
После того, как выслушали всех, Петр Крашенинников сформулировал пять основных принципов, которым будет следовать рабочая группа при написании заключительной версии клятвы: добровольность ее принятия, публичность, торжественность, лаконичность, не только символический, но правовой характер.
На этом мозговой штурм был завершен. Васильев и Крашенинников сообщили, что проект группа подготовит к концу весенней сессии, поэтому у каждого есть возможность отправить свой вариант клятвы гражданина РФ в Госдуму, их обязательно примут к сведению.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.