«Вы не отнекивайтесь — деньги передавайте. Надо разыграть спектакль»
Сотрудники ГУ МВД по Свердловской области Алексей Ворлинский, Александр Косман, Николай Жуков и Евгений Кулин 27 июня были задержаны сотрудниками ФСБ по делу о превышении должностных полномочий. 30 июня суд отправил всех четверых под домашний арест. О том, что этому предшествовало, «URA.RU» рассказал источник, располагающий информацией, как разрабатывалась и проводилась эта операция.
Ключевую роль в истории с провокацией на взятку сыграли старший оперуполномоченный Ворлинский и замначальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ и ПК) свердловского ГУ МВД Косман. Ворлинский, будучи старшим опером группы по выявлению преступлений в сфере лесопромышленного комплекса и природопользования, очень плотно работал с карьерами, расположенными вокруг Екатеринбурга и ведущими добычу щебня, скалы, дресвы, — как легально, так и незаконно. Несколько лет назад он познакомился с Артуром Петренко — директором и совладельцем ООО «Агростройкомплекс», владеющим лицензией на разработку Седельниковского щебеночного карьера, знает собеседник агентства.
Сотрудничество строилось на взаимовыгодный основе: часть отгрузок с карьера шла через определенные фирмы. Предприниматель же, помимо покровительства, рассчитывал на содействие полиции в борьбе с незаконными карьерами, которые во множестве разбросаны вокруг Екатеринбурга и, не платя налоги, демпинговали, пользуясь тем, что ими до последнего времени никто (ни силовики, ни надзорные органы) всерьез не занимался.
Несколько месяцев назад бизнесмену якобы предложили включить в состав учредителей компании нужного человека — взамен было обещано, что «черных копателей», которые без конца обрушивали рынок, прижмут «по полной программе».
«Шел торг: либо вы, законные карьеры, объединяетесь и платите больше, чем платят незаконные карьеры, либо незаконные поднимают ценники, и вы окажетесь вообще не у дел», — рассказывает источник.
Предприниматель отказался включать кого-либо в состав учредителей, а борьбу с «черными копателями» стал вести через общественную организацию — Всероссийское общество охраны природы, в которое вступил его карьер и некоторые другие: экологи засыпали жалобами на незаконную добычу недр все силовые и природоохранные ведомства. В начале 2017-го городской ОБЭП открыл первое уголовное дело против «черных копателей», но, рассказывают, на оперативника, возбудившего дело, сразу началось давление со стороны «вышестоящих коллег».
А Седельниковский карьер, несмотря на легальную добычу, стал испытывать сильный прессинг со стороны надзорных органов, инициированный, по предположению бизнесмена, самими полицейскими. В частности, в ходе проверки по линии Росприроднадзора речь зашла о 10-миллионном штрафе в связи с незавершенным оформлением перевода земельного участка из одного статуса в другой. Тогда один из оперативников и предложил бизнесмену дать взятку сотруднику этого ведомства.
По материалам дела, Косман и Ворлинский исходили из карьеристских мотивов, рассчитывая на повышение после изобличения «чиновника-взяточника» (а Косман якобы даже планировал перевестись в Москву). В качестве жертвы выбрали сотрудника Росприроднадзора Антона Лобанова, с которым, по некоторым данным, у оперативников сложились не очень хорошие отношения.
Уже в ходе реализации плана выяснилось, что оперативники УЭБ и ПК сами были «в разработке» УФСБ. Бизнесмену поступила команда:
«Вы не отнекивайтесь — деньги передавайте, — рассказывает источник. — Такая же договоренность была и с Лобановым — разыграть спектакль. Он подыграл».
Встреча состоялась в одном из кафе Екатеринбурга, которое напичкали аппаратурой сперва агенты ФСБ, а потом — опера ГУВД. После передачи денег сотрудники полиции увезли задержанного чиновника в Следственный комитет. Но как только материал поступил в дежурную часть СК, туда ворвался спецназ ФСБ, который задержал уже оперативников МВД.
«Косман, Ворлинский и их товарищи не были целью ФСБ, это был лишь этап, очередная ступенька в войне службы против УЭБ и ПК, — делится мнением рассказчик. — Это ведь далеко не первое преступление, на котором ловят сотрудников экономического управления ГУВД (стоит вспомнить задержанного в августе 2016-го за взятку в полмиллиона замначальника отдела УЭБ Максима Касаткина или подполковника Евгения Исаева, в марте 2017-го приговоренного к трем годам колонии, который «прессовал» коммерсантов с базы на улице Испытателей в пос. Кольцово).
«Недра, шубы или продукты питания — неважно, схема одна и та же, она отработана годами, — говорит источник. — Полицейские регистрируют сообщение о преступлении, выезжают на место, изымают продукцию, технику. Проверка может длиться месяцами. Даже прокуратура не в состоянии спасти бизнес. В этой ситуации служба контрразведки оказывается последней инстанцией, последней надеждой для бизнеса».
В УФСБ Свердловской области теперь уже открыто подтверждают факт проведенной на прошлой неделе спецоперации против полицейских.
Предпринимателей, которые также могли пострадать от действий сотрудников Управления экономической безопасности свердловского ГУ МВД, просят обращаться в дежурную часть ФСБ по телефону (343) 358-63-41.
По мнению адвоката Сергея Колосовского, команда которого не раз отстаивала интересы бизнесменов в противостоянии с УБЭП, все не так «плоско». «К подразделениям УБЭП, также как к сотрудникам и подразделениям ФСБ, периодически возникают претензии, что они „выполняют заказы“. По ФСБ историй меньше, потому что они меньше работают „на земле“, но я могу вспомнить и о них истории, которые носили явно заказной характер, — говорит Колосовский. — Говорить в целом, что УЭБ и ПК — преступная организация, это глупо: интересы государства в экономической сфере кто-то же должен защищать! Среди сотрудников УБЭП попадались предатели, их выявляли, но не надо обобщать! Есть негодяи, с которыми нужно бороться, а есть нормальные сотрудники».
Адвокат считает, что «использовать метод Глеба Жеглова с засовыванием кошелька в карман неправильно».
Кроме того, есть и третья сила — Следственный комитет. «Была ситуация, когда при участии сотрудников этого же подразделения у предпринимателя было изъято имущество на 20 млн, есть заявление о том, что сейф забрали и впоследствии вернули не все денежные средства, — рассказывает адвокат. — Дело находилось в производстве следователя Курбатова, который ведет дело сейчас, но он тогда закрыл на все глаза. Ни по этим обстоятельствам, ни по содействию одной коммерческой структуре в борьбе против другой почему-то никто не захотел заниматься, хотя та ситуация была намного более благоприятной [для раскручивания уголовки против полицейских], чем эта.
Данный пример показывает: это не борьба за интересы честного бизнеса в защиту от прессинга полиции. Это какая-то другая борьба».
Свердловское управление полиции, разумеется, поддерживает своих сотрудников: по версии коллег, взятку никто не провоцировал — бизнесмен сам пришел к оперативникам с этой идеей.
«Сотрудниками полиции из подразделения собственной безопасности ГУ МВД России по Свердловской области в настоящее время проводится служебная проверка по поручению начальника главка генерал-лейтенанта Бородина, — сообщил „URA.RU“ руководитель пресс-службы ведомства Валерий Горелых. — В случае если сведения о совершенном представителями УЭБ и ПК преступлении найдут свое подтверждение в ходе расследования и судебного разбирательства, подозреваемых уволят из органов внутренних дел по отрицательным мотивам. Кроме того, они понесут предусмотренную законом уголовную ответственность. Также к самой строгой дисциплинарной ответственности вплоть до отстранения от занимаемых должностей и увольнения со службы будут привлечены и их непосредственные руководители, допустившие откровенные просчеты в воспитании личного состава».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!