Обновление мэрии Екатеринбурга сделало учителей беднее
Работники екатеринбургских школ неожиданно и резко потеряли в довольствии. Об этом «URA.RU» рассказал сотрудник одного из среднеобразовательных учреждений уральской столицы. Надбавки к его зарплате, составлявшие треть от получаемой зарплаты, неожиданно исчезли.
«При [прежнем начальнике управления образования, ныне директоре ТЮЗа Евгении] Умниковой у меня вместе с тремя ставками выходило порядка 60 тысяч рублей. Сейчас — 40 тысяч», — объяснил «URA.RU» работник школы. В школе учителю пояснили, что после смены руководителей управления образования (ныне департамент) поменялась и схема распределения премиальных надбавок.
Выяснилось, что занимавшая до конца 2015 года пост начальника управления образования Евгения Умникова, формировала резерв «премиальных» выплат, который в конце месяца распределяла по школам. «В этом вроде бы как-то участвовали главы районов», — уточнил представитель средней школы. Сменившая Умникову 12 января 2016 года Екатерина Сибирцева никаких резервов сегодня не формирует и деньги в школы уходят сразу без остатков, где они распределяются между работниками исключительно по воле директоров.
Распределение средств без остатка в школы подтверждает и замначальника городского департамента образования Михаил Ладейщиков. Официально он не признает существование альтернативной схемы стимулирования школьных работников. «Предположим, что когда-то, в лохматые годы, такой резерв мог быть, не знаю, — пояснил чиновник. — Но сейчас все формируется от нагрузки. Мы как департамент выдаем все деньги школе, мы обязаны это сделать. Директор может не выплачивать все сразу, поджимать немного и выплачивая раз в квартал, экономя. Если есть у кого-то вопрос к руководству школы — он может обратиться к нам, и мы решим проблему».
Подробнее узнать об изменениях в политике финансирования школ у самих инициаторов изменений не удалось: Евгения Умникова не отвечает на звонки по сотовому, в Екатерина Сибирцева находится в отпуске до 14 августа.
В свердловском министерстве образования про «метод Умниковой» также ничего не знают, но ничего криминального в нем не видят. «Есть фонд оплаты труда, он высчитывается из нагрузки, есть специальная часть, тоже обязательная для выплаты, плюс к этому выделяется 30% — это стимулирующая часть. Все данные считаются, передаются нам и потом мы в виде субвенций по соглашениям с муниципалитетами эти деньги выделяем, но там нет речи о каком-либо резерве. Тем не менее надзорные органы, КРУ, Минфин или Счетные палаты с вопросами о такой практике на нас до сих пор не выходили», — объяснил министр образования Юрий Биктуганов.
Руководитель одной из школ Екатеринбурга не верит в существование иного способа распределения премий по школам. «Чтобы точечно распределить деньги на премии учителям и руководящему составу школ, начальнику департамента образования необходимо с каждого директора школы (их 162 в Екатеринбурге) требовать постоянно отчетные документы и вести сложные сопоставления — это практически нереально», — возражает школьный управленец. Ветераны департамента образования, однако, заверяют, что вся эта сложная работа раньше была налажена в их ведомстве.
«За деньгами всегда стоит человек, и он решает пойти по гуманному пути или по пути простой и нетрудоемкой линейности. Евгения Леонидовна была заинтересована в том, чтобы сохранять лояльность школьного ядра. Ее, правда, ругали, потому что это балансирование по краю, но все-таки создавать резерв в рамках закона начальник департамента мог. Для этого только слишком много работать нужно было, а Сибирцева делает просто и „в лоб“: деньги пришли — она их с себя сбросила на школы. Это не вариант „для людей“, а тот случай, как если бы школой управлял складской счетовод», — объясняет бывший коллега Умниковой в мэрии.
Сохранение лояльности работников школ, которых в Екатеринбурге, по официальным данным, 9669 человек, позволяло мэрии с легкостью демонстрировать потенциал городского административного ресурса. С их помощью летом 2014 года горадминистрация продемонстрировала имеющиеся у нее возможности, собрав на площади 1905 года порядка 10 тысяч бюджетников, высказавших поддержку сити-менеджеру Александру Якобу.
Евгения Умникова руководила управлением образования администрации Екатеринбурга 10 лет (с 2005 по 2015 год) — 1 февраля 2017 года она стала новым директором Театра юного зрителя. Смена тогда еще 56-летней Умниковой на 43-летнюю Екатерину Сибирцеву в числе остальных кадровых изменений должна была ознаменовать «приток свежей крови» в городскую команду. Венцом этой ротации должна была стать смена главы администрации, 59-летнего Александра Якоба, на его первого заместителя — 43-летнего Алексея Кожемяко. Замена в управлении образования считалась идеальной — многократно критиковавшаяся за неуклюжие действия Евгения Леонидовна уступала место уважаемому директору престижнейшей городской гимназии №9, да еще и при поддержке журналистов, целое поколение которых Екатерина Александровна сама вырастила. На практике все оказалось куда менее благостным.
Политический блок мэрии пока не комментирует перемену в отношении мэрии к учителям. Впрочем, политтехнологи уверены, что никакого существенного ущерба «новшества» Сибирцевой не нанесут. «Были скандалы, когда рядовым учителям не доходили какие-то деньги, тогда как отдельные их же коллеги получали больше. Возможно, чтобы этих разговоров не было, решили исключить аккумуляцию средств. Все эти спецсредства не сильно-то нужны, способов, чтобы регулировать взаимоотношения с работниками школ, существует предостаточно. Диапазон воздействия широк и реализовывается, что называется, при общем согласии сторон. Лояльность и без того существует, и подогревать ее никакого резона нет», — уверен глава уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!