В Перми у «варягов» забрали первый бизнес с госденьгами
Врио губернатора Пермского края Максим Решетников полностью изменил правила работы с бизнесом, в первой сфере со значительной долей госзаказа. Теперь кареты скорой помощи в Перми будет предоставлять один оператор — «Феникс-менеджмент», ранее выдавленный из региона прежним губернатором Виктором Басаргиным. Возвращаясь на территорию, компания доказала, что может работать по гостарифам на абсолютно новых машинах. Этот успех окрылит команду Решетникова и станет аргументом для пересмотра правил работы и в других сферах.
В понедельник, 8 августа, состоялись аукционы на право предоставлять автотранспорт пермской станции скорой помощи. Были «разыграны» пять подстанций в разных районах города. Контракты на общую сумму почти 228 млн рублей получит оператор «Феникс-менеджмент» пермского бизнесмена и общественника Евгения Фридмана. Последний был «выдавлен» с рынка при предыдущем губернаторе, а теперь фактически становится единым подрядчиком пермской скорой помощи.
Конкурентом «Феникса», по имеющейся информации, был другой оператор федерального уровня — питерская «Эффективная система здравоохранения» (ЭСЗ) Данила Барышникова (сын члена правления «Газпромнефти» Владислава Барышникова). Конкурсы должны были состояться в июле, но компанию Барышникова «сняли» по формальным причинам из-за несоответствия действительности информации в заявке. ЭСЗ направила жалобу в антимонопольную службу и была восстановлена в качестве участника аукционов. В распоряжении «URA.RU» имеются копии обращений ЭСЗ в прокуратуру и другие ведомства с жалобами на конкурентов и региональное министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края.
Жесткое противостояние компаний Фридмана и Барышникова началось еще в феврале прошлого года. «Эффективная система здравоохранения» (ее успехи на аукционах в Перми многие связывали с тогдашним вице-премьером и министром здравоохранения Ольгой Ковтун — одной из соратниц экс-губернатора Виктора Басаргина) вытеснила пермяка с рынка. Заявки «Феникса» на конкурсы признали неправильно заполненными, а все попытки оспорить решение ни к чему не привели. При этом смена подрядчика прошла со скандалом. Новичок не смог вовремя предоставить машины и водителей, и тогда чиновники были вынуждены срочно привлечь к работе как раз Фридмана.
При Решетникове очередные конкурсы все равно выиграл Фридман, который в начале июня уже получил контракты на сумму 350 млн рублей. Тогда его конкуренты в принципе отказались от борьбы. Ключевая деталь конкурсов — новые технические требования, предъявляемые к автомобилям, плюс срок их эксплуатации не должен превышать пять лет. Таким образом, нужно было либо переоборудовать машины, либо купить новые.
Переоборудование автомобилей — это федеральный стандарт, а не прихоть региональных чиновников, утверждает Евгений Фридман. «Мы, конечно, рады вернуться на рынок данных услуг в родном регионе и считаем, что наш десятилетний опыт будет полезен отрасли», — говорит бизнесмен, вложивший за последние месяцы в новые машины порядка 200 млн рублей.
Получить комментарий от Данила Барышникова не удалось — он не ответил на телефонные звонки, хотя ранее выражал готовность поделиться мнением о происходящем вокруг пермской скорой помощи. Главный врач городской станции Василий Терехин отказался от комментариев, сославшись на занятость. В пресс-службе регионального министерства здравоохранения сообщили, что 10 августа состоится осмотр новых машин на подстанции в Индустриальном районе.
До недавнего времени автомобили скорой помощи предоставляла и пермская компания «ВТМ-Инвест», однако она вообще не стала бороться за контракты из-за новых требований. «Мы оценили затраты и выручку и решили не участвовать. Но если будет тариф, позволяющий работать и извлекать прибыль, мы можем вернуться на рынок. Впрочем, все по-разному ведут бизнес. Что же касается возникшей монополии — для любой отрасли это не очень-то хорошо. Ведь скорая помощь — это не обычный транспорт. И если у одного подрядчика вдруг возникают какие-то трудности, то другие могут его подстраховать. Если же подрядчик единственный на весь город, то риски возрастают», — поделился мнением руководитель фирмы Михаил Энтин:
Собеседник добавил, что сегодняшние новые машины через год ежедневной и круглосуточной работы вряд ли существенно будут отличаться от прежних. К тому же, если в Перми машины соответствуют свежему ГОСТу, то на других территориях Прикамья используется старый муниципальный транспорт, очень далекий от современных стандартов.
Источник, близкий к властям региона, отмечает, что конфликтность вокруг скорой помощи — это один из признаков нежелания бизнеса работать по новым правилам и вкладывать деньги: «Если бы Фридман тоже отказался от идеи купить новые машины, то аукционы просто не состоялись бы. И все подрядчики продолжили бы работу со старыми автомобилями — с ними заключили бы прямые договоры без всяких конкурсов. Такая ситуация могла бы длиться довольно долго. Говорить об отсутствии конкуренции не приходится. Изменения произошли из-за активных действий Фридмана, который вложил деньги — и получил сразу все контракты».
Сейчас власти региона пересматривают условия работы с предпринимателями и в других отраслях, имеющих бюджетный заказ. Так, Максим Решетников особое внимание уделяет строительству. Объявлены новые правила: отказ от застройки окраин, выполнение девелоперами социальных обязательств, создание комфортной городской среды. Уже известно, что готовность работать в таких условиях выразил «Кортрос» Виктора Вексельберга. А вот смогут ли договориться с властями пермские застройщики, построившие за последние годы целые микрорайоны, пока непонятно.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Telegram-канал «Большая Пермь» — у нас всегда свежие события Перми и Пермского края. Подписывайтесь!