Настроения элиты России: как группы «политбюро 2.0» борются за Путина
Российская правящая элита вновь разделяется на два лагеря: повод — идеология программы развития страны на новый президентский срок Владимира Путина. Об этом говорится в юбилейном исследовании структуры элиты «Политбюро 2.0: реновация вместо демонтажа» коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг». Авторы доклада считают, что поскольку исход выборов с участием Владимира Путина предопределен, то элитам будет недостаточно продемонстрировать свой вклад в победу, им нужно предложить президенту конкретный план развития страны. Эксперты пришли к выводу, что хорошие карьерные перспективы у премьер-министра Дмитрия Медведева и министра обороны Сергея Шойгу, а мэр Москвы Сергей Собянин имеет политический иммунитет в виде проекта «Реновация».
С начала недели выходит уже второй доклад, посвященный оценкам перспективности тех или иных элитных игроков. В понедельник свой рейтинг преемников презентовал фонд «Петербургская политика». Политолог Вячеслав Смирнов говорит, что подобные доклады выполняют две основные функции: дают журналистам и политологам шаблон для описания реальности и увеличивают капитализацию авторов доклада. «Повестку формируют поездки президента по стране, заседания правительства, громкие аресты и судебные процессы над министрами. Потом эту повестку сверяют с докладами „Политбюро 2.0“, как с путеводителем по решению ребусов», — считает Смирнов.
Членами «политбюро 2.0» политолог Евгений Минченко называет лидеров элитных групп, близких к первому лицу, которые имеют неформальное влияние, а также административный, организационный, финансовый, силовой, региональный, партийно-политический, имиджевый ресурсы. На данный момент к этой группе эксперты относят восемь человек: премьера Дмитрия Медведева, министра обороны Сергея Шойгу, главу Ростеха Сергея Чемезова, бизнесменов Аркадия Ротенберга и Юрия Ковальчука, главу «Роснефти» Игоря Сечина, спикера Госдумы Вячеслава Володина и мэра Москвы Сергея Собянина.
По мнению авторов доклада, российская элита находится на распутье. С одной стороны, возможна мобилизационная модель и милитаризация экономики, с другой — есть попытка запустить новую волну модернизации, говорят авторы доклада.
Конкуренция среди политической элиты будет разворачиваться не вокруг предстоящих президентских выборов, а сконцентрируется на сохранении нынешней системы внутриэлитного баланса, который сформировался в начале третьего срока Владимира Путина.
Акции вверх
Исходя из этих условий, самую большую устойчивость демонстрирует Дмитрий Медведев. Его главные плюсы — опыт работы на посту президента и премьера, он умеет «ослабить себя, чтобы сохраниться», его молодость (52 года). У премьера есть минимум три варианта трудоустройства весной 2018 года, считают авторы исследования: сохранит премьерский пост, перейдет в «Газпром», чем перехватит у главы «Роснефти» Игоря Сечина позиции «главного энергетика», или уйдет в Верховный суд, чтобы неформально курировать правоохранительный блок.
Уверенные позиции в «политбюро 2.0» занимает министр обороны Сергей Шойгу. Политологи считают, что под его эгидой могут создать новое суперминистерство (Минобороны + МЧС). Главный риск для Шойгу, по мнению экспертов, возможный форс-мажор в зоне боевых действий.
Динамичнее остальных растет влияние главы Ростеха Сергея Чемезова. Он усилил свои позиции в администрации президента, среди силовиков и в регионах, говорится в исследовании. Но это может его и подвести, если оппоненты смогут убедить президента в его чрезмерном усилении и попросят «выравнять» ситуацию. «Однако „коллективный Чемезов“, группа ВПК, неизбежно будет одним из ключевых элитных игроков. Один из претендентов на то, чтобы ее возглавить, — министр промышленности и торговли Денис Мантуров», — указано в докладе.
Другой член «политбюро 2.0», бизнесмен Юрий Ковальчук, может оказаться в центре коалиции, которая сделает ставку на модернизационный сценарий, считают авторы доклада. Они называют Ковальчука неформальным куратором научной сферы и адептом инновационной экономики, а также указывают на его значительные финансовые и медийные ресурсы.
Крепкие позиции среди членов «политбюро 2.0» у мэра Москвы Сергея Собянина. У него есть понятный проект на предстоящий президентский срок 2018-2024 — реновация. Кроме изменения облика столицы, проект привлечет большое количество элитных групп, которые станут естественными союзниками мэра. Также Собянин «сохранил и частично реновировал пул своих губернаторов на Урале», заменив в Пермском крае Виктора Басаргина на своего бывшего подчиненного Максима Решетникова. Собянин не проявляет личных амбиций и остается претендентом номер 2 на пост председателя правительства, считают эксперты «Минченко консалтинг».
Акции вниз
Сложности с повесткой «будущего» могут быть у трех влиятельных членов «политбюро 2.0»: Сечина, Володина и Ротенберга. Как отмечают авторы доклада, глава «Роснефти» Игорь Сечин находится на пике своего влияния (он получил контроль над «Роснефтегазом» и «Башнефтью», при нем прошла приватизаций пакета «Роснефти», были заключены значимые международные сделки, с его именем связывают арест экс-главы МЭР Алексея Улюкаева), однако «напористый управленческий стиль Сечина формирует против него широкую элитную коалицию». В исследовании говорится, что против Сечина по разным причинам настроены бизнес, часть правящего класса и конкуренты по нефтегазовой отрасли. Эксперты указывают на снижение силового ресурса Сечина — «был расформирован Госнаркоконтроль, который возглавлял его партнер Виктор Иванов, уволен ряд близких к главе „Роснефти“ сотрудников СКР и ФСБ». Вызовом Сечина станет выбор внутриэлитной стратегии и создание коалиции.
Могут ослабеть позиции спикера Госдумы Вячеслава Володина, несмотря на то, что после перехода из АП на должность председателя Государственной Думы, он сохранил свое присутствие в регионах и ощутимо поднял статус парламента. В исследовании указано, что слияние всех парламентских партий в единую пропутинскую коалицию снижает значимость парламента как площадки, представляющей общество. «Под вопросом сохранение лояльности региональной клиентелы», добавляют авторы доклада.
Ослабли позиции бизнесмена Аркадия Ротенберга, отмечают политологи. Ротенберг долгое время был связующим звеном с иностранными экономическими элитами, но попадание в санкционные списки и общее охлаждение с Западом осложняет его работу над созданием нового проекта. Кроме того, его неформальное кураторство над «РЖД» также может оказаться под вопросом.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов сомневается, что повестка будущего станет определяющей для выживаемости политических элит: «Пока сложно сказать, является ли тема будущего неким приоритетом следующего президентского срока или просто политики поймали волну, увидели, что слово „будущее“ всем нравится, и пытаются предложить свои варианты. Вполне возможен настрой на первое, но в силу слабой ротации поколений и абстрактной (в глазах) элит пользы от симпатичных слов типа „цифровая экономика“, а также общей потери чувства идеальной эпохи (непонимания, находится она в прошлом или будущем) есть шанс на то, что тема будущего снова уступит страху перед масштабными качественными изменениями».
Навальный — инструмент борьбы членов «политбюро 2.0»
В докладе оппозиционер Алексей Навальный упоминается в роли инструмента борьбы в руках членов «политбюро 2.0». Их конфликты в публичном поле недопустимы, поэтому они прибегают к помощи главы ФБК, считают авторы исследования. В качестве примера эксперты вспоминают, что ресурс Навального использовался в 2013 году против мэра Москвы Сергея Собянина и весной 2017 года — против премьера Дмитрия Медведева. «Большинство членов „политбюро 2.0“ не заинтересовано в возврате к модели тандема [Путин — Медведев образца 2008—2012 года]. Выбиванием Медведева из числа потенциальных кандидатов в президенты в 2018 году функционал Навального в данной президентской кампании исчерпан», — считают политологи.
Кандидаты в новички
Эксперты выделили группу кандидатов в члены «политбюро 2.0». Среди них — руководитель Администрации президента Антон Вайно и его первый заместитель Сергей Кириенко. «Вайно, несмотря на свою молодость и историческую принадлежность к группе Чемезова, становится одним из наиболее доверенных лиц президента и постепенно наращивает неформальное влияние и аппаратный опыт. Кириенко имеет долгую историю отношений с Путиным, репутацию эффективного менеджера, обладает хорошим имиджевым потенциалом», — указывают авторы исследования. Они также отмечают, что после ухода в АП Кириенко сохранил контроль над Росатомом.
Другие претенденты относятся к финансовому сектору. Это глава Сбербанка Герман Греф и руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, которые конкурируют за роль «архитектора и реализатора экономических, социальных и, возможно, политических реформ». Свое влияние наращивает и помощник президента Андрей Белоусов, в отличие от первого вице-премьера Игоря Шувалова, чье влияние, наоборот, убывает, говорится в исследовании.
На членство в «политбюро 2.0» претендует вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев — эксперты называют его претендентом на роль технократического премьер-министра. Среди силовиков наращивает влияние глава Нацгвардии Виктор Золотов, который придумал и реализовывает этот проект, а также обладает серьезным неформальным влиянием в ФСБ (замдиректора этого ведомства — его креатура) и МВД, а также имеет свой пул губернаторов.
Среди глав регионов крепкие позиции у главы Чеченской республики Рамзана Кадырова. В докладе указывается на его собственный силовой ресурс и систему неформального экономического влияния в других регионах. Политологи считают, что он также претендует на роль коммуникатора с исламскими странами. Президент Татарстана Рустам Минниханов, наоборот, рискует вылететь из числа претендентов на членство в «политбюро 2.0». Эксперты указывают на ослабление его позиций из-за банкротства «Татфондбанка» и непродления договора о разграничении полномочий.
Коалиции и подающие надежды губернаторы
Авторы доклада подробно описывают корпус кандидатов в члены «политбюро 2.0». Они отмечают, что внутри силового сектора пока сохраняется система сдержек и противовесов: «Коалиция Чемезова — Чайки — Золотова конкурирует с тандемом Бортников — Бастрыкин и солидаризующимся с ним по ряду вопросов секретарем Совета Безопасности Николаем Патрушевым». Ослабленная группа Евгения Школова удержала на посту министра МВД Виктора Колокольцева. В медийной активности главы СВР Сергея Нарышкина эксперты увидели подготовку к переходу в новое качество. Также отмечается рост влияния главы Верховного Суда Вячеслава Лебедева в преддверии подготовки судебной реформы.
В административно-техническом блоке, по мнению политологов, хорошо себя проявляет глава Центробанка Эльвира Набиуллина: ее полномочия продлили, а сама она вышла победительницей из нескольких непростых внутриэлитных конфликтов («Татфондбанк», банк «Югра»). Плотнее президент стал общаться с главой Счетной палаты Татьяной Голиковой, добавляют авторы доклада.
В политическом блоке выросло идеологическое влияние епископа Тихона (Шевкунова). Эксперты отмечают ослабление позиций лидеров парламентских оппозиционных партий (КПРФ, ЛДПР, «СР»): «Именно осознание слабости своих позиций вынуждает Геннадия Зюганова, Владимира Жириновского, Сергея Миронова бороться за место в президентской гонке и не принимать сценарий тестирования новых фигур внутри своих партий».
Среди потенциальных новичков, претендующих на кандидатство в «политбюро 2.0», оказались старожилы-губернаторы: кемеровский Аман Тулеев (патерналистский авторитаризм), калужский Анатолий Артамонов (инвестор-ориентированная экономика), белгородский Евгений Савченко (умеренный русский национализм). Также авторы доклада выделили молодых и технократичных главу ЯНАО Дмитрия Кобылкина (он, по словам экспертов, неформально курирует Ставропольский край) и губернатора Московской области Андрея Воробьева, который первый трансформировался в «технократы». Также в докладе выделили тульского и ярославского губернаторов Алексея Дюмина и Дмитрия Миронова, экс-руководителя АСИ Андрея Никитина, который сейчас возглавляет Новгородскую область. Перспективными среди федеральных управленцев стали члены Кабмина Денис Мантуров и Александр Новак, а также глава «РЖД» Олег Белозеров.
Вызов 2021
В заключение авторы доклада прогнозируют обновление состава этого «политбюро» к 2024 году и формирование двух широких коалиций внутри него. Одна из них будет выступать за мобилизационный сценарий: в нее войдут члены ВПК и силовики, а ядром станет группа Чемезов — Чайка — Золотов —Шойгу. Другая группа будет выступать за модернизационный вариант развития. Она будет состоять из либерального блока правительства, частного бизнеса, а ее потенциальными участниками станут Медведев, Ковальчуки, Собянин, Кудрин и Греф. Но в итоге, как прогнозируют авторы исследования, «принятая к реализации программа будет смешанной или вообще будет верстаться „с колес“».
Кабмин-2018 станет правительством непопулярных реформ, считают эксперты, поэтому шансы будущего премьера стать преемником Путина будут невелики. Реальное обсуждение кандидатуры преемника, по мнению авторов доклада, начнется в процессе подготовки парламентских выборов 2021 года (кампания станет значимым элементом транзита власти): «Возможна проработка особого статуса Путина после его ухода с поста президента („русский аятолла“). Многое будет зависеть от исхода выборов президента США в 2020 году».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.