Жителям Югры надоело проигрывать. Нужно четкое решение
Хоккейный клуб «Югра» предлагают закрыть или хотя бы перенести в Сургут. На старте сезона команда потерпела несколько поражений подряд, последнее из которых — в Ханты-Мансийске против омского «Авангарда» со счетом 0:7 — стало крупнейшим за все время выступления «мамонтов» в КХЛ. Смена прописки клуба, по версии инициаторов, поспособствует спортивным достижениям и популяризации хоккея в регионе.
По словам жителя Сургута Вадима Демешко, сын которого тренируется в сургутской хоккейной школе, Ханты-Мансийск из-за низкой численности населения (около 100 тыс. человек) мешает развитию хоккея в регионе, а базирование команды КХЛ в столице округа было изначально неоправданным решением.
«Если власти хотели развития хоккея, который будет заполнять трибуны болельщиками, зарабатывать деньги и прививать любовь к спорту, то нужно было изначально создавать клуб такого уровня в Сургуте, где проживает около 400 тыс. человек. Этого требовал здравый смысл», — рассказывает Вадим Демешко. Ярый хоккейный болельщик уверен, что перенос команды обеспечит аншлаг на зрительских трибунах и ускорит развитие спорта в Югре.
«Если просто посмотреть на карту Югры, то станет заметно, что лучше всего открывать базу для клуба КХЛ именно в Сургуте. Когда клуб создавали, видимо, не хватило заинтересованных в этом людей. Сейчас все еще хуже, фанатов катастрофически мало. А вообще слухи о переносе ходят давно. В 2014 году, например, хотели в Сургуте открыть свой клуб ВХЛ, но это ничем не закончилось. Если сейчас займутся переносом, то, как мне кажется, это уже не спасет хоккей в ХМАО. Если в Сургуте с нуля создать собственный клуб, то, может быть, это еще как-то поможет
продвинуться», — комментирует один из организаторов фан-клуба ХК «Югра» в Сургуте Денис Грызунов. Болельщик старается посещать каждый домашний матч «мамонтов». Сделать искусственно Ханты-Мансийск столицей хоккея у властей региона не получилось, считает Денис.
Это подтверждается и традиционно пустыми трибунами на домашних матчах ХК «Югра». По словам депутата Думы Ханты-Мансийска Виталия Чистова, который не пропускает ни одной игры, арену, рассчитанную на 5,5 тыс. человек, посещают меньше двух тысяч болельщиков. «Раньше народ ходил, и трибуны были заполнены полностью, сейчас болельщики ходить перестали. Видимо, менеджмент недорабатывает», — предполагает Виталий Чистов.
Ситуацию с клубом критикуют и на политической арене, где уже давно обсуждается тема о полном закрытии проекта. По словам депутата Госдумы Владимира Сысоева, можно как минимум сделать Сургут второй домашней площадкой для ХК «Югра», а максимум и вовсе закрыть пиар-проект администрации экс-губернатора Александра Филипенко.
«Мы уже поднимали вопрос, что если бы хоккейный клуб базировался в Сургуте, то посещаемость могла быть намного выше. Можно было добавить матчей и проводить их в Сургуте, но это не происходит, хотя мы такой вопрос поднимали. И второй вопрос, который мы тоже поднимали: а сколько денег из всех источников тратится на поддержание хоккейного клуба, а сколько там играет хоккеистов, выращенных в Югре? Этот объем финансирования более эффективно можно потратить на создание ледовых арен в крупных городах. Стоимость такой площадки — 100-150 млн рублей. То есть ежегодно можно строить 6-10 новых ледовых арен, и это бы стало более реальным вкладом в развитие хоккея в Югре», — комментирует депутат Госдумы Владимир Сысоев.
Хоккейный клуб «Югра» был основан при прежнем губернаторе Александре Филипенко, который пытался создать в Ханты-Мансийске богатую инфраструктуру, не уступающую крупным городам. В «Югру» вкладываются колоссальные средства. Финансирование клуба только из бюджета автономного округа за последние три сезона составило около 2,3 млрд рублей (В 2015 году было выделено 846 млн, в 2016-м — 694 млн и в 2017-м — 787 млн рублей).
За последние несколько сезонов клуб оказался вовлечен в ряд скандалов — сменилось четыре тренера, а постоянные кадровые перестановки сопровождались конфликтами, в том числе финансовыми. В новом сезоне за первые девять матчей из 27 возможных очков «Югре» удалось набрать только семь. В групповой таблице команда занимает только 24-е место.
По мнению политолога Александра Безделова, претензии политиков и общественников вполне логичны, а наличие ХК «Югра» в Ханты-Мансийске больше не приносит репутационных баллов, а, наоборот, негативно сказывается на имидже регионального правительства.«Надо понимать, что общество изменилось, и если раньше поддержка профессионального спорта оценивалась избирателями положительно, то теперь люди стали трепетнее относиться к бюджету в плане эффективного расходования средств. Югра — богатый регион, но проблем хватает. Огромные бюджетные траты, регулярные коррупционные и околокоррупционные скандалы, отсутствие достойных результатов — логично, что поднимается вопрос о ликвидации или реконструкции клуба», — комментирует Александр Безделов.
По мнению политолога, ХК «Югра» — это проблема, которую губернатору необходимо решать. «Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас. Наталье Комаровой нужно принять решение: если не реконструировать или ликвидировать клуб, это может стать камнем преткновения, и дальнейшие скандалы негативно скажутся на репутации окружных властей», — утверждает Безделов.
Получить оценку генерального директора ХК «Югра» Василия Филипенко на момент публикации материала не удалось. После вопроса о положении дел в клубе Василий Филипенко сказал, что не может говорить, и попросил перезвонить позже, однако на последующие звонки не ответил.
Этой весной хоккейный клуб из Ханты-Мансийска был на грани вылета из Континентальной хоккейной лиги. На заседании совета директоров лиги поднимался вопрос об исключении 3 из 29 участников. Ситуация находилась на личном контроле губернатора Натальи Комаровой, и исключения команды не произошло. Вопрос о ликвидации клуба также поднимался на уровне регионального правительства в 2015-м, но в итоге было решено сохранить «Югру».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!