Россиян обманывала финансовая пирамида под брендом Тюменской области
Тюменские пенсионеры стали жертвами финансовой пирамиды, опутавшей многие регионы России. Люди, которые надеялись помочь родным и близким или получить прибавку к пенсии, потеряли свои деньги из-за действий «кооператоров», действовавших под брендом «Тюменский» и исчезнувших с сотнями миллионов рублей буквально за пять дней.
Тюменская полиция расследует дело о мошенничестве в особо крупном размере в отношении руководства кредитного потребительского кооператива (КПК) «Тюменский фонд сбережений». По словам Галины Ш., одной из пайщиков кооператива, только в одном Тобольске в полицию подано около 360 заявлений от вкладчиков, польстившихся на высокие проценты по вкладам. В целом по регионам «тюменской матрешки», говорит Галина, от организаторов кредитного кооператива пострадали несколько тысяч человек.
Как говорит пайщица, в основном, в «Тюменский фонд сбережений» несли свои деньги пенсионеры. Их привлекала программа «Вторая пенсия». «Мы надеялись, что сможем получить прибавку к нашей пенсии, — вспоминает 65-летняя Галина. — Я надеялась помочь брату, инвалиду первой группы, приобрести какую-нибудь небольшую квартирку, ведь у него нет жилья. Есть среди нас женщина, которая вложила в кооператив деньги от продажи квартиры матери — надеялась помочь с жильем своим детям».
Кооператив поначалу предлагал по вкладам сумасшедшие проценты — по словам Галины, до 32% годовых. К 2015 году, когда в систему вступила пенсионерка, доходность была уже ниже — около 18%. Галина говорит, что фонд исправно платил проценты до августа 2017 года, когда пайщикам сказали, что задержки выплат связаны с переходом на новую программу, а потом отделения и вовсе закрылись.
Отделения «Тюменского фонда сбережений» действовали в Тобольске, Ишиме, Сургуте, Нефтеюганске и Ханты-Мансийске. Как говорит Анжела Сукачева, юрист, представляющий интересы пайщиков, кооператив закрылся без предупреждений и объявлений. «Люди в течение пяти дней вывели деньги и скрылись в неизвестном направлении», — образно описывает происходившее Сукачева.
Галина Ш. добавляет, что закрытие отделений «Тюменского фонда сбережений» стало неожиданностью даже для сотрудников организации. В Тобольске они боятся выходить на улицу, потому что живут рядом с обманутыми пайщиками, уровень напряжения среди которых очень высок.
Сейчас, по словам Сукачевой, по делу задержана бывший руководитель тобольского отдела КПК Татьяна Колобова. «Она вообще не имела доступа к счетам организации», — уточняет юрист. Первыми в органы внутренних дел обратились именно тобольские пайщики. В пресс-службе УМВД по Тюменской области сообщать подробности дела отказались. «Возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупных размерах — ред.)», — коротко сообщили в пресс-службе.
Сукачева добавляет, что никто из пайщиков настоящих владельцев финансовой «пирамиды» никогда не видел. При этом кооператив был членом саморегулирующейся организации «Опора кооперации», вклады пайщиков были застрахованы в страховой компании «Диамант». «Мы выяснили, что в этом СРО 74 тысячи членов, и все они — потребительские кооперативы. Страховая компания также занималась только такими кооперативами, они были созданы под эти цели», — говорит Анжела Сукачева и называет СРО и участвовавшие в ней кооперативы «пирамидой».
В общей сложности, по оценкам самих участников «Тюменского фонда сбережений»,
сумма, которую собрали организаторы кооперативов по всей России, могла достигать 3,5 миллиарда рублей.
Анжела Сукачева утверждает, что только по Тюменской области объем привлеченных кооперативом средств мог доходить до 100 — 150 миллионов рублей.
Сеть потребительских фондов и кооперативов охватила солидную часть России. Во всех таких организациях среди учредителей мелькает один человек: Сергей Анисенко. Так, согласно данным системы «Контур. Фокус», учредителями Кредитного потребительского кооператива «Тюменский фонд сбережений» являются одно юридическое лицо, московское ООО «Премиум», которое обанкротилось еще в 2012 году, и 10 физических лиц: Татьяна Солдатенкова, Сергей Губкин, Наталья Толочкина, Сергей Анисенко, Юлия Цой, Павел Тимофеев, Элеонора Сон, Дмитрий Ольховой, Наталья Ушакова и Константин Гулевич.
Эти же люди входят в состав учредителей фирм, которые занимаются аналогичной деятельностью в других регионах России. В Саратове действует кредитный потребительский кооператив «Саратовский Сберегательный», в учредителях которого значатся четверо бизнесменов из тюменского фонда: Элеонора Сон, Константин Гулевич, Наталья Ушакова и Сергей Анисенко. В Казани работает Кредитный потребительский кооператив «Приволжский фонд сбережений», учредителями которого в том числе являются два человека из тюменского фонда, Павел Тимофеев и Сергей Анисенко. В КПК «Байкальский фонд сбережений» в Иркутске засветились пятеро: Элеонора Сон, Сергей Анисенко, Дмитрий Ольховой, Наталья Ушакова и Константин Гулевич.
Анисенко входит и в состав 10 учредителей КПК «Уральский фонд сбережений» в Екатеринбурге, у которого есть филиал в Хабаровске.
В Челябинске в стадии ликвидации с 2015 года находится КПК «ЧелябинскКредит», в учредителях которого вновь знакомые фамилии: Анисенко, Сон, Ушакова, Гулевич. Данные учредителей тюменского фонда мелькают в открытых источниках и в связи с несколькими уже прекратившими деятельность или прошедшими реорганизацию подобными фирмами — в частности, это КПК «Пермь Кредит», КПК «Алтайский кредит» из Барнаула, КПК «Новосибирский фонд сбережений». Кроме того, эти же люди в разное время входили в состав учредителей потребительского кооператива «Новая Сибирь» в Омске, КПК «Тихоокеанский сберегательный» во Владивостоке.
Согласно данным российских СМИ, пайщики как минимум одного из перечисленных кооперативов, «Приволжского фонда сбережений», 20 июля обратились в прокуратуру с жалобой на прекращение выплат. При этом большинство КПК, как и «Тюменский фонд сбережений», продолжают работать. На сайте тюменского фонда нет никаких сообщений о прекращении или приостановке деятельности. Однако дозвониться по указанным в публичном доступе телефонам, чтобы получить комментарий, не удалось.
Сейчас на счетах тюменской организации осталось около 11 миллионов рублей, говорит Анжела Сукачева. Остались у кооператива и должники, за счет средств которых пайщики могли бы компенсировать свои потери. Юрист говорит, что пайщики могли бы инициировать банкротство организации и получить часть сохранившихся активов, но предпочитают писать жалобы во все инстанции, от ОНФ до администрации президента Владимира Путина.
Получить комментарий в КПК «Тюменский фонд сбережений» не удалось, имеющиеся в общем доступе телефоны не отвечали. Связаться с Сергеем Анисенко также не удалось.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.