Новый этап гонки губернаторов в Арктике: Питер — да, Архангельск — нет
Решение губернатора Петербурга Георгия Полтавченко ввести в структуру своей администрации нового заместителя, курирующего вопросы Арктики, которым стал Михаил Кучерявый, подтверждает: российские регионы признают государственный интерес к этой территории и хотят получить от этого интереса по максимуму. Внимание губернаторов к Арктике нарастает с прошлого года, когда появилась государственная комплексная программа развития Арктики и федеральные политики начали массово заявлять о развитии именно этих территорий, финансировании арктических проектов.
«Нам надо осваивать Арктику, нужно там закрепляться, и мы будем это делать», — в очередной раз подтвердил планы президент Владимир Путин во время пресс-конференции 15 декабря.
Массовость выступлений по теме была удивительна только для Ямала, где арктические планы составляют и реализуют уже почти десять лет. Комментируя появление в Питере профильного вице-губернатора, глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин отметил, что «вводить в округе должность вице-президента по Арктике не имеет смысла». «Дай бог всем работать, как работает Ямал в Арктике», — добавил губернатор, которого в регионе называют «Капитан Арктика».
Однако это не опровергает другого факта — регионы борются за право быть центром освоения заполярных территорий, что стало настоящей «арктической гонкой».
Например, соседний с Ямалом Ненецкий автономный округ предлагает ряд проектов, которые, как две капли, похожи на ямальские. Это строительство морского порта в поселке Индига, завода «Печора СПГ» и железной дороги от морского порта до существующей линии ЖД. Прямо как порт Сабетта, «Ямал СПГ» и Северный широтный ход на Ямале.
А недавно назначенный врио губернатора НАЮ Александр Цыбульский уже публично заявил о том, что именно Ненецкий округ является центром арктической зоны. В правительстве НАО пояснили, что речь не о конкуренции, а о сотрудничестве территорий ради общего дела.
«К примеру, короткий выход к морю через порт Индига способствовал бы развитию угольных проектов Республики Коми», — рассказали «URA.RU» в пресс-службе правительства НАО.
Отметим, что именно «короткий выход к морю» по железной дороге — явный конкурент ямальским проектам. Северный широтный ход Кобылкина предлагает то же самое, только с выходом в Сабетту. И Коми могли бы так же использовать СШХ для этих целей. Этот путь для них станет не существенно длиннее, чем через НАО.
Все проекты Ненецкого округа находятся скорее в стадии идей, проектирований, согласований, поиска инвесторов. Когда конкретно они будут реализованы — точно неизвестно. При этом ямальские задумки уже существуют и работают. Только Северный широтный ход затормозился на стадии согласований и проектных правок, но сомнений в его реализации ни у кого нет.
Появление в гонке Санкт-Петербурга некоторых даже удивило. Автор анонимного телеграмм-канала «Капитан Арктика» немного усмехнулся по поводу этого явления. «На Ямале Арктика есть, а вице-губернатора нет — в Петербурге Арктики нет, а вице-губернатор есть. Логика, однако».
Явное преимущество Питера — развитая сеть учебных заведений, где обучаются востребованные в арктических широтах специалисты. Ямал в этом вопросе не может конкурировать с Санкт-Петербургом.
Политолог Дмитрий Гусев, считает, что развитие арктических территорий подтолкнет регионы к консолидации усилий. И катализатором в этом процессе выступит именно Северный морской путь.
«Ведь у всех арктические проекты разные. У Ямала это „Ямал СПГ“, в других регионах могут быть другие проекты. Все регионы могут участвовать, если речь идет об освоении Северного морского пути. Поскольку у президента задача — развитие этих территорий, я думаю, все регионы включатся. Северный морской путь объединяет», — утверждает Дмитрий Гусев, но при этом не отрицает, что конкуренция по другим направлениям все-таки может присутствовать.
Сердцем Севморпути, бесспорно, останется Мурманская область. Порт Мурманска на сегодняшний день является крупнейшим круглогодичным портом СМП. Там базируется Росатомфлот. И пока никаких предпосылок к изменению статуса нет. Для Ямала Мурманская область скорее партнер, а не конкурент. Это подтвердил и Дмитрий Кобылкин во время прямого эфира.
«У нас с губернатором Мурманской области Марией Ковтун крепкие партнерские отношения совместно с „НОВАТЭКом“, там же производили модули для завода по сжижению газа. У них там крупнейший незамерзающий морской порт, основа Северного морского пути», — рассказал Кобылкин. Надо отметить, что спустя несколько вопросов он вернулся к теме развития порта Сабетта и заявил, что в будущем по объемам перевозок он опередит крупнейшие порты России.
А вот губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который еще в начале года заявлял о своем верховенстве в Арктике, апеллируя к проведеню форума «Арктика — территория диалога», по всей видимости арктическую гонку уже проиграл. Все достижения области завязаны на СМП. Это развитие порта и судостроительные верфи. В других отраслях региона нет ни одного крупного проекта по освоению арктических территорий.
Примерно так же дела обстоят и на других северных территориях страны. Неофициально собеседники агентства рассказывают, что все хотят получить свой «кусок арктического пирога». Потому что это дополнительные инвестиции, которые нужны в первую очередь для развития транспортной инфраструктуры, от отсутствия которой страдают почти все северные территории, начиная с Республики Коми — и дальше на восток, до самой Камчатки.
Какая-то часть финансирования непременно попадет и в эти регионы. Но Ямал является одним из крупнейших регионов — доноров страны, и поэтому развитие Арктики логично начинать именно здесь.
По большому счету оно уже началось. Завод «Ямал СПГ» был торжественно запущен при личном участии Владимира Путина. Порт Сабетта функционирует, и уже появились планы по его дальнейшему расширению. Северный широтный ход пока ждет окончания всех формальностей с документами. По прогнозам строительство его должно начаться уже в 2018 году. Официально дату начала стройки пока не озвучили. Хотя сомнений в реализации СШХ ни у кого уже не осталось.
«Львиная доля всех ресурсов будет направлена на Ямал. На Ямале уже сложилась понятная история с большими проектами. Сабетта, Северный широтный ход, тот же „Ямал СПГ“. А что продвигают другие регионы, пока не очень понятно», — рассказал агентству политолог Евгений Минченко.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.