Закон о притравке подтолкнул Турчака на борьбу за власть в «ЕР»
В «Единой России» разворачивается внутрипартийная борьба. В роли главных оппонентов выступают секретарь генсовета партии Андрей Турчак и его предшественник на этом посту, а теперь глава фракции «ЕР» в Госдуме Сергей Неверов. Триггером для конфликта стал резонансный законопроект о запрете контактной притравки охотничьих собак на диких животных. После того, как Совет Федерации отклонил эту инициативу нижней палаты парламента, Турчак заявил, что подобные, потенциально резонансные законопроекты перед внесением в Госдуму нужно сначала обсуждать на партийной площадке.
Спустя неделю, Турчак также объявил, что в партии создается политуправление, которое будет отвечать за формирование повестки. «Еще раз хочу повторить формулу: „Единая Россия“ не партия фракции, это фракция партии… Партийная повестка должна задаваться самой партией, а потом уже транслироваться и реализовываться на уровне парламента», — напомнил он.
Эти заявления Турчака вызвали напряженность среди членов фракции. Источник «URA.RU» в Госдуме пояснил агентству, что функционал обсуждения законодательных инициатив до конца не ясен. «Не вижу смысла согласовывать законопроекты с партией. Основная часть законов инициируется правительством или спускается из администрации президента, а значит, согласование проходит на внепартийном уровне. Остаются только второстепенные, вроде этого закона о притравке, который стал резонансным только из-за неожиданного решения Совфеда», — посетовал депутат.
Как стало известно «URA.RU», Турчак анонсировал предварительные обсуждения резонансных инициатив на площадке партии из-за того, что СМИ раздули скандал вокруг закона о притравке. На одном из рабочих совещаний в Кремле Турчака попросили объяснить, почему закон, подготовленный единороссами, вызвал такой резонанс, рассказал «URA.RU» собеседник знакомый с содержанием этой встречи.
«Турчаку дали понять, что это его партия и он должен отвечать в том числе и за ее законотворчество.
Поскольку Турчак не участвовал в ходе подготовки этого проекта, он принял решение оптимизировать систему коммуникации партии с фракцией. Ведь после перехода Вячеслава Володина из АП на пост спикера ГД контакты фракции и партии проходили на более неформальном уровне: и экс-глава фракции Владимир Васильев, и ее нынешний руководитель Сергей Неверов из команды Володина», — пояснил источник агентства.
Отметим, что экс-секретарь генсовета, ныне глава фракции «ЕР» Сергей Неверов, в разговоре с «URA.RU» публично поддержал заявление Турчака: «Конечно же, фракция „Единая Россия“ — это фракция партии. При этом необходимо учитывать, что во фракции много беспартийных депутатов, которые вместе с членами партии участвовали в предварительном голосовании и все вместе шли на выборы при поддержке ее основателя Владимира Путина, получили голоса избирателей. И сегодня фракция „Единой России“ реализует предвыборную программу, которая была основана на указах, посланиях Федеральному Собранию, поручениях и статьях Путина, и которая прошла всестороннее обсуждение с нашими гражданами».
Глава фракции также считает, что обсуждение резонансных законов на площадке партии «было, есть и должно оставаться и впредь». «Этот формат зарекомендовал себя давно, ведь все инициативы, которые реализуются сегодня, обсуждались на партийных форумах в разных регионах. Также обсуждаются инициативы в рамках партийных платформ. А под руководством председателя партии Дмитрия Медведева проходят комиссии по контролю за реализацией программы», — пояснил глава фракции «URA.RU».
Замсекретаря генсовета «ЕР» Евгений Ревенко в разговоре с «URA.RU» также напомнил, что в партии более двух миллионов человек, а значит, много мнений. «Но именно партия нас объединяет, здесь мы можем находить оптимальные решения даже по самым спорным вопросам, прежде чем выносить неоднозначные проекты в Госдуму, потому что фракция — производная от партии». Он привел в пример ситуацию вокруг закона о притравках, когда, по его словам, «возникла коллизия между ГД и Совфедом при том, что в обеих палатах парламента единороссы находятся в большинстве». «Никто не собирается подменять собой парламент, но законопроекты, вокруг которых существуют разные мнения внутри самой партии, должны обсуждаться. Это понятный и демократичный инструмент, общество должно видеть, что внутри партии тоже происходят дискуссии», — рассказал Ревенко «URA.RU».
Он также пояснил, что в обсуждении резонансных законопроектов будут принимать участие представители руководства партии и фракции, авторы инициативы и ее противники, которые могут собираться в штабе партии в рабочем режиме.
Турчак хочет вернуть в партию функцию формирования повестки, которая перекочевала во фракцию в связи с кадровыми перестановками,
считает политтехнолог Андрей Колядин: «В том-то и дело, что Неверов и Володин, перейдя в Думу, перетащили на себя партийные функции. Они, по сути, создали систему формирования повестки. Поэтому появление политического блока — очень правильная задача партии».
Желание Турчака перехватить повесткообразующую функцию у фракции — нормальное и закономерное, уверяет директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов. «Раньше партия была в роли департамента при администрации президента. Потом — организационно-правового придатка при фракции. Теперь, в предчувствии конкуренции и отсутствия преференций, партия переформатируется именно в партию. А в нормальной партии депутатская фракция во всем зависит от руководящих органов партии», — пояснил он «URA.RU».
Как пояснил источник агентства, близкий к руководству партии, механизм обсуждения законопроектов на площадке партии будет работать в исключительных случаях. «Только когда разрыв мнений будет серьезным настолько, что будет грозить срывом принятия законопроекта», — пояснил источник.
Политтехнолог Вячеслав Смирнов отметил, что в этой ситуации не стоит искать конфликта между Неверовым и Турчаком, поскольку речь идет о естественном изменении взаимоотношений партийного центра и фракции и все участники понимают процесс перемен, поэтому «борьбы литейного цеха с формовочным на политическом производстве быть не должно».
И во фракции, и в генсовете «ЕР» все прекрасно понимают, что при существующей политической модели невозможно существование фракции и партии без тесного взаимодействия друг с другом, и разговоры о том, какая из структур важнее, бессмысленны, соглашается политолог Дмитрий Фетисов: «И руководство фракции, и сам Турчак — опытные политики, они сами смогут выстроить эффективное взаимодействие друг с другом, поэтому каких-либо изменений в работе фракции ждать не следует. Но фракция „ЕР“ в новом созыве, как и сама партия, демонстрирует открытость к диалогу и обсуждению самых различных вопросов. Поэтому ряд законопроектов, над которыми работает фракция, могут обсуждаться как в генсовете „ЕР“, так и у председателя партии».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.