Кто похитил миллионы полковника Захарченко?
Деньги, изъятые у полковника Дмитрия Захарченко, могли быть похищены только группой лиц. В одиночку организовать кражу столь внушительной суммы невозможно, утверждают эксперты. «URA.RU» попыталось разобраться, на каком этапе «потерялись» деньги, и есть ли вообще шанс их когда-то найти.
Экс-сотрудник антикоррупционного управления МВД полковник Дмитрий Захарченко в сентябре 2016 года был помещен под стражу. Правоохранитель обвиняется в нескольких эпизодах получения взяток. У Захарченко и его близких в общей сложности изъяли более 8,5 млрд рублей, в квартире полковника были найдены 2 млн евро и более 120 млн долларов наличными. В конце прошлого года суд удовлетворил иск Генеральной прокуратуры России, согласно которому наличные денежные средства и имущество самого Захарченко, а также его близких были обращены в доход государства.
Накануне стало известно об исчезновении части денег, изъятых у Захарченко. Согласно имеющимся данным, в конце апреля представитель Следственного комитета передал 44 коробки с наличными начальнику кассово-расчетного центра «Волгоградский» ПАО «Сбербанк России». В течение нескольких дней сотрудники банка занимались пересчитыванием купюр с помощью специального оборудования. В ходе пересчета и обнаружились расхождения в сумме доставленных наличных. В Сбербанке эту информацию комментировать пока отказываются. По неофициальным данным, речь идет о пропаже около 3 млн евро. Теперь следователи должны проверить организации, причастные к перевозке денег.
Бывший следователь, адвокат Петр Домбровицкий рассказал «URA.RU», что в Уголовно-процессуальном кодексе закреплен четкий порядок изъятия денег у подозреваемого в преступлении: «В рамках уголовного дела деньги должны быть признаны вещественными доказательствами. После этого в течение трех дней средства необходимо передать на хранение в ближайшее отделение Сбербанка. Именно там они будут храниться до суда в качестве вещественного доказательства. До этого момента никто трогать их не вправе».
Он также указал на то, что номера всех без исключения изъятых купюр должны быть переписаны и зафиксированы в соответствующем протоколе: «Это делается для того, чтобы в ходе следствия не произошло подмены банкнот. Если требуется проведение той или иной экспертизы, то выборочно берется часть купюр и в сопровождении полиции отвозится в лабораторию».
В банке деньги помещаются в специальное хранилище, попасть в которое можно только при помощи двух разных ключей — один хранится у представителя банка, другой — у следователя или главы следственной группы, которая ведет уголовное дело. «То есть войти в хранилище возможно только одновременно двум людям — при помощи одного ключа в помещение невозможно проникнуть.
Если деньги пропали из хранилища, это означает, что произошел сговор сотрудника банка и следователя», — говорит Домбровицкий.
Если же деньги исчезли до того, как попали в хранилище, то их могли похитить на этапе транспортировки. По словам опрошенных «URA.RU» экспертов, конфискованные средства могут перевозиться различными способами. «Чаще всего перевозят своими силами — например, в сопровождении полиции на служебном автомобиле. Сторонние службы обычно не привлекают», — пояснил «URA.RU» председатель коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев. Он не исключил, что на деньги мог позариться кто-то из младшего персонала — например, при загрузке их в машину: «В таких случаях, когда перед тобой лежат подобные суммы, мало кто думает, что его схватят — дескать, вдруг повезет. Соблазн очень велик».
Впрочем, Домбровицкий рассказал, что иногда для доставки конфискованных средств нанимают частные компании. Один из бывших сотрудников Российского объединения инкассации на условиях анонимности сообщил «URA.RU», что частных перевозчиков привлекают даже в рамках уголовных дел: «Не надо путать их с инкассаторами. Как правило, речь идет о коммерческой компании, которая получает лицензию на перевозку денег. Для этого она нанимает обычно одного сотрудника ЧОП, вооруженного, как правило, только травматическим пистолетом». По его словам, теоретически деньги могли похитить во время перевозки. Однако надо понимать, что речь идет о пластиковых контейнерах, в которых обычно перевозят купюры. Если 200 миллионов рублей были собраны тысячными купюрами, то их вес составил бы свыше 200 кг.
Полковник милиции, много лет проработавший старшим оперуполномоченным по особо важным делам в Главном управлении уголовного розыска СССР, Евгений Черноусов заявил «URA.RU», что такие дела должны обязательно раскрываться.
«У этой цепочки на самом деле не очень много звеньев. Поэтому речь идет о достаточно узком круге лиц, которые так или иначе соприкасались с деньгами, изъятыми у Захарченко. Вполне возможно, что это заранее спланированная операция»,
— предположил он. По мнению Черноусова, с большой долей вероятности обнаруженные у полковника средства принадлежали высокопоставленным персонам: «Возможно, загадочное исчезновение миллионов — это инсценировка, цель которой — вернуть деньги их реальным хозяевам, чтобы они не попали в государственную казну, как этого требует закон».
Однако «потеря» конфискованных миллионов, похоже, теперь не такая уж редкость. В четверг, 31 мая, выяснилось, что часть наличных средств, изъятых у осужденного экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, якобы также не дошла до обращения в доход государства.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.