Что устроят на воле тысячи зэков после массового освобождения
Тысячи заключенных, которые в ближайшее время должны выйти на свободу, рискуют вскоре вернуться обратно в колонии. У вчерашних осужденных зачастую нет даже жилья, а многих не ждут и родные. Что от них ждать стране — в материале «URA.RU».
14 июля в силу вступил новый закон: один день в следственном изоляторе приравнивается к полутора дням в колонии или к двум — в колонии-поселении. Новелла сократит срок наказания у 100 тысяч заключенных, 14 тысяч из них сразу выйдут на свободу. Нововведение коснется каждого пятого из тех, кто в настоящее время отбывает наказание в колониях.
Полковник милиции в отставке, бывший работник Главного управления уголовного розыска МВД СССР Евгений Черноусов в беседе с «URA.RU» указал на то, что, с одной стороны, необходима гуманизация уголовно-исполнительной системы, но с другой — общество к этому не готово. «Главная проблема — это работа. Куда пойдут трудиться тысячи вчерашних заключенных, ведь от них многие сегодня шарахаются?! Судимость — это уже клеймо на всю жизнь. Дорога на госслужбу, в сферу образования, охрану и даже зачастую в бизнес закрыта», — пояснил Черноусов. По его словам, большинство работодателей не желают связываться с ранее осужденными гражданами.
«В итоге эти люди становятся изгоями, закономерно озлобляются и вновь возвращаются на уголовный путь. Это замкнутый круг», — считает собеседник «URA.RU». Он полагает, что государство должно разработать целый пакет мер, чтобы остановить дискриминацию ранее осужденных: «В конце концов, в этом контингенте есть немало толковых людей, нельзя ими раскидываться. Многие же способны закрыть проблему дефицита рабочей силы и вытеснить иностранных мигрантов».
Юрист международной правозащитной группы «Агора» Алексей Глухов, ссылаясь на официальные данные ФСИН, утверждает, что львиная доля сегодняшних заключенных — ранее судимые. Согласно статистике за 2017 год, в первый раз отбывают наказание свыше 185 тысяч человек, во второй и более — свыше 309 тысяч человек.
«Люди возвращаются на зоны, потому что чаще всего на свободе их никто не ждет. Обычная картина: человек освобождается, возвращается домой, а выясняется, что жилья у него уже нет либо долг за коммунальные услуги составляет сотни тысяч рублей.
В итоге человек в прямом смысле остается на улице», — пояснил Глухов. По его словам, «копейки, полученные во время работы на зоне, быстро тратятся на гражданскую одежду». «Хорошо, если кто-то возьмет на работу с предоставлением койко-места в общаге. Иначе — полный тупик», — констатировал Глухов.
Председатель коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры» Петр Домбровицкий подтвердил «URA.RU», что огромная доля освободившихся вскоре вновь вернется в колонии. «Страна не готова к наплыву этих людей, их никто не ждет. В идеале нам нужна государственная программа по реабилитации этих людей. Но ждать ее появления бесполезно. Чиновники рассуждают так: неужели мы грабителей и воров должны работой и жильем обеспечивать?! У нас дети-сироты зачастую без своего угла сидят», — пояснил адвокат.
Именно поэтому, по его словам, многим из тех, кто выйдет на свободу, придется вновь возвращаться в криминал: «Им не оставляют другого выбора. Работы нет, жилья нет, перспектив нет. Многие займутся тем, из-за чего попали в места лишения свободы — будут грабить, воровать».
Впрочем, адвокат, член Общественной палаты РФ Шота Горгадзе не увидел в освобождении тысяч заключенных большой проблемы. «Эти люди все равно должны были через год-два выйти на свободу. Что бы тогда поменялось? Думаю, что мы увидим плавный процесс», — пояснил он «URA.RU».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.