«Саботажник» вывоза мусора объяснил, почему Челябинск утонул в отходах
Руководитель Ассоциации организаций и предпринимателей в сфере обращения с отходами «Чистая среда» Константин Смолин в эксклюзивном интервью корреспонденту «URA.RU» впервые громко и публично объяснил причины мусорного коллапса в Челябинске. В его организацию входят крупнейшие игроки рынка, которых власти называют «саботажниками, разорвавшими договоры в одностороннем порядке» и виновниками бардака на контейнерных площадках.
— Нам на почту присылали вашу переписку с минэкологии, минтарифов, управлением экологии мэрии, гордумой, где вы еще год назад предлагали пересмотреть тарифы в случае закрытия городской свалки и необходимости вывоза отходов в Полетаево. Почему проблема стала неожиданностью для властей, а вы стали саботажниками?
— С 2016 года сферу обращения с отходами передали с муниципального на региональный уровень. По заказу минэкологии разработали территориальную схему обращения с отходами. Мы заявляли, что там не просчитана логистика и экономика. Чиновники нас не слушали. Поэтому мы создали ассоциацию из 18 фирм. С 2017 года писали во все инстанции. Наши специалисты ездили в Полетаево, считали, насколько увеличивается плечо вывоза, какие будут расходы.
Даже гордума подтвердила нашу правоту. Депутаты считали, что свалку закроют с 1 января. И на этот случай в декабре 2017 года подняли тариф на вывоз мусора для МУП «ГорЭкоЦентр» с 1,87 рубля с квадратного метра до 4,3 рубля за транспортировку коммунальных отходов в Полетаево. Но закрытие городской свалки переносили, мы работали по прежнему тарифу.
В августе суд постановил закрыть свалку. Тогда мы за месяц начали уведомлять управляющие компании о том, что это решение суда может вступить в силу. Предложили на такой случай новые договоры. Причем, по тарифу, утвержденному гордумой. Трижды направляли такие письма, но ответы не получили.
— То есть управляющие компании устроили саботаж?
— Мы не можем ничего утверждать. Но контактировали с представителями УК. Они нам показывали письмо министра экологии Сергея Лихачева о недопущении заключения договоров по завышенным тарифам. Там написано, что договоры следует заключать только по цене 1,87 рубля. И прикладывается список перевозчиков.
А потом, 10 сентября, нас пригласили в мэрию на совещание. Там уведомили, что с 11 числа по распоряжению мэра Евгения Тефтелева свалка закрывается. Совещание проводил его первый зам Юрий Параничев. Он велел возить мусор в Полетаево. Сказал, что владельцев полигона будут дотировать — они станут бесплатно принимать отходы. Мы объяснили, что с тарифа в 1,87 рубля платили за размещение отходов на свалке всего 25 копеек. Поэтому освобождение нас от такой платы не покрывает наши транспортные расходы. Нам сказали, что решение принято и точка.
Мы неделю проработали по такой схеме, и кончались деньги на топливо. Машины встали. Мы уведомили УК, что больше не можем возить по старым тарифам. В договорах указана цена за вывоз на городскую свалку, а не в Полетаево. А УК ссылаются на письмо министерства экологии и отказываются.
— Но вы же были основными подрядчиками у МУП «ГорЭкоЦентр», для которого гордума установила тариф 4,3 рубля для вывоза мусора в Полетаево и который закрывал 60% всего рынка?
— Было еще одно решение суда — о приостановке деятельности МУПа на 60 дней. К ним приехал судебный пристав, предупредил, что запрещено заниматься какой-либо деятельностью. Поэтому договоры с нами разорвали. В дальнейшем МУП опротестовал решение суда. Но мы к тому времени начали вести переговоры о прямых договорах с УК.
— Погодите, а с кем заключил «ГорЭкоЦентр» договоры на вывоз мусора из 60% фонда, который он обслуживает?
— С регоператором — «Центром коммунального сервиса».
— Но у них не было машин, для них не установлен тариф, на каком основании они вообще работают?
— Вы мне задаете вопросы, на которые у меня нет ответа. Это вопросы к властям. Знаю, что Бюджетный кодекс запрещает тратить деньги субъекта, например, на федеральные полномочия. И частный бизнес точно так же не может финансироваться из бюджета.
— Чиновники намекают, что ваш протест связан не столько с экономикой, сколько с политикой. Экс-губернатор Михаил Юревич имеет отношение к мусорному коллапсу?
— Я Юревича видел только по телевизору. Это Челябинск. Конечно, тот же [экс-министр экологии, чья семья контролирует фирмы-«саботажники» Александр] Галичин знал Юревича. Они же все вышли из бизнеса. Но для чего Юревичу организовывать провокацию? Он вряд ли будет возвращаться, раз к нему есть вопросы у Следственного комитета. Стать снова губернатором нереально, он человек здравомыслящий — если президент Владимир Путин принял его отставку, то вряд ли. Какую выгоду он получит? Вот за что он бьется? Я не защищаю его, но сильно сомневаюсь, что ему интересна эта тема. Понимаю, если бы он, как в Приморье, проиграл выборы оппозиционному губернатору Борису Дубровскому… Мы политикой не занимаемся. Все это конспирологическая версия.
— Что должно произойти, чтобы ваши машины вышли на линии?
— Мы не властная структура, бюджетом не распоряжаемся. Наше предложение одно — поднимите тариф, как для МУПа. Больше мы не просим. Вы же просчитали этот тариф, мы готовы за него работать. Мы в мэрию и управление экологии мэрии направили такие письма. Не надо нас считать саботажниками, но давайте считать экономику. Нам что, почки продавать? Те же юрлица, другие предприятия, заключают с нами договоры на новых условиях, потому что мы показываем им экономические расчеты. А городские власти нас без оснований, не разобравшись, обзывают саботажниками. Так вы дайте денег на бензин — мы продолжим возить. Дайте тариф. Как-то же решили субсидировать частный полигон в Полетаево. Мы тоже частники.
— Почему фирмы «Чистый город», «Экотранс» и другие работают по старому тарифу, а вы не можете? Может, у них экономисты лучше?
— Они хотят «дожить» до регоператора. Потому что ему с 1 января утвердят тариф, власти уже заявляли, примерно 5-6 рублей за квадрат. Регоператор будет собирать деньги с населения и нанимать перевозчиков. По аналогии с регоператором по капремонту жилья. Более того, мы сами будем участвовать в конкурсе регоператора и бороться за подряды.
— Регоператор уже завозит технику из других городов и даже регионов. И как-то умудряется работать.
— Меня это тоже удивляет. Не знаю, как они работают и на каких условиях. Вопрос опять не ко мне.
— Почему фирмы вашей ассоциации не могут «дожить» до начала работы регоператора?
— Тефтелев хорошо знает ситуацию. Он и Галичина хорошо знает, обращался с просьбой помочь городу. Нас просили подождать, обещали, что, когда станет работать регоператор, все будет хорошо. Но мы-то бизнес. Я иногда не могу понять позицию властей. Мы же на пальцах объясняли ситуацию весь 2017 год, весь 2018 год. Мы даже к главному федеральному инспектору Артему Пушкину обращались. Он обещал взять ситуацию на контроль. Раньше система работала. Зачем было ее ломать? Зачем объявлять режим ЧС и за эти же деньги, которые мы просили, нанимать других подрядчиков, получать за это втык от полпреда? Вот что мешало с нами работать? Нет, сказали работать за свой счет. Ну, мы неделю отработали с убытками. И теперь вдруг стали саботажниками. Полпред Николай Цуканов сказал разобраться и наказать виновных, а не наказать перевозчиков. Но власти ни нас, ни его не слышат.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!