Как курганский боксер оказался главой ОПГ челябинских коллекторов
В Челябинске судят пятерых мужчин по обвинению в создании ОПГ коллекторов, которая несколько лет терроризировала горожан. Только официально заявления на них подали почти четыре десятка потерпевших. Среди пострадавших оказался прокурор. В создании ОПГ обвинили тренера сборной Курганской области по боксу Линара Фархутдинова. Однако за него перед силовиками вступились сенатор Елена Мизулина, депутат Госдумы Наталья Поклонская, председатель Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов и другие видные юристы.
Уголовное дело началось со звонка прокурора в 2014 году. К тому моменту один из главных подозреваемых челябинец Михаил Чернышенко работал в микрофинансовой организации «Домашние деньги». Однажды он позвонил сотруднице ГКБ№6 и грубо потребовал вернуть кредит. Поручителем была мама, ветеран прокуратуры. Как говорится в материалах дела, она пришла на прием и попросила прокурора Металлургического района Александра Ткачева воздействовать на коллектора, чтобы он снизил тональность. Однако Чернышенко нагрубил силовику. Более того, коллектор поднял свою базу данных и назвал персональные данные всей семьи прокурора, серьезно напугав его. С тех пор началась разработка Чернышенко, его телефон поставили на прослушку.
В августе 2016 года на межведомственном совещании силовиков в Челябинске была дана установка усилить борьбу с коллекторами. К тому времени доведенная до отчаяния должница напилась уксуса и погибла, посыпались жалобы на вымогательства и угрозы, был большой резонанс в обществе. Силовики начали пачками возбуждать уголовные дела. Одно из них завели на Чернышенко и еще двух его коллег Дмитрия Яровикова, Сергея Ушмодина и Салима Катпенова, открывших филиал московской компании Getcollect.
В октябре 2016 года в курганский райцентр Альменево приехали сотрудники ОМОН из Челябинска и задержали тренера сборной региона по боксу Линара Фархутдинова по обвинению в организации ОПГ. Как оказалось, незадолго до этого ему звонил приятель из московской компании Getcollect и предложил открыть филиал в Челябинске. Тот сказал, что там жил только во время учебы в Уральском госуниверситете физкультуры (УралГУФК), а сейчас вернулся и работает тренером-преподавателем в спортшколе в Альменево, где тренировал его отец. Предложил обратиться к своему знакомому по соревнованиям Чернышенко.
Москвич перечислил Фархутдинову на банковскую карту 150 тысяч рублей, тот переслал их Чернышенко на аренду офиса и мебель и свел коллекторов напрямую. Однако из-за разговора о работе и перевода денег силовики расценили роль Фархутдинова как организатора преступной группировки. «На суде по мере пресечения судья раскритиковала ходатайство следствия об аресте. Потерпевшую приводили, она сказала, что меня не знает. Но бесплатный адвокат почему-то попросила домашний арест вместо подписки, а я не знал, что это такое. Судья удивился, но согласился», — рассказал «URA.RU» тренер.
По словам курганца, следователи и прокурор предлагали признать хотя бы один из четырех инкриминируемых эпизодов, тогда его бы вывели из состава группы и дали бы срок ниже низшего предела. На него давили, запретили видеться с матерью. Но он не признавал вину и начал писать обращения на имя депутатов Госдумы, сенаторов и правозащитников. В основном, бывшим юристам вроде Елены Мизулиной, Натальи Поклонской, Сергея Миронова, чтобы они профессионально оценили доводы. Каждый из них направил запросы руководителям силовых структур, проводились проверки, которые подтвердили нарушения.
Когда дело направили в суд, его вернули в прокуратуру в связи с существенными нарушениями. Силовики еще раз оценили доказательства и сняли с Фархутдинова обвинения в вымогательстве.
Зампрокурора Челябинска Евгений Онорин от имени ведомства письменно принес «извинения за необоснованное привлечение к уголовной ответственности».
Через некоторое время Фархутдинову предъявили новые обвинения, заменив одних потерпевших на других. «Спустя год расследования дела следствие сняло обвинения. Прокуратура согласилась. Несмотря на отсутствие доказательств мне предъявили новые обвинения. Следователи объяснили, что если бы я был на подписке о невыезде, то отпустили бы. Но раз целый год был под арестом, то у меня появятся право на реабилитацию — оплата услуг адвоката за счет бюджета и компенсация морального вреда за незаконный арест в размере 2,4 тысяч рублей в день», — полагает обвиняемый.
Его адвокат Константин Акулич считает, что дело об ОПГ во главе с Фархутдиновым появилось только из-за начала кампании против коллекторов. «Преступление в составе ОПГ подразумевает повышенную ответственность обвиняемых. И одновременно освобождает следователя от доказывания роли каждого участника ОПГ в каждом конкретном преступлении. Происходит объективное вменение, что прямо запрещено», — объясняет он.
Сейчас дело рассматривается в Курчатовском райсуде Челябинска. Линар Фархутдиновне верит в оправдательный приговор. Он не тренирует сборную области по боксу, а осваивает уголовное право и пишет обращения с просьбой не дать его посадить за решетку только ради статистики силовиков. «Меня „привязали“ к этому делу только из-за знакомства с одним из фигурантов, которого я два года до этого не видел. В их деятельности я не участвовал, ни одного звонка не сделал, денег не получал. Но мне уже дали понять, что после отчета перед Генпрокуратурой никто не позволит снять с меня обвинения. Зная статистику оправдательных приговоров в судах нашей страны, есть большая вероятность того, что меня осудят за преступления, которых я не совершал», — резюмировал тренер.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.