Экс-премьер Степашин: «Хочу, чтобы понимали: власть — слуга народа»
12 декабря Россия отмечает 25-летие принятия действующего текста Конституции. О том, как американцы учились у России, почему россияне хорошо знают ЖКХ и плохо разбираются в конституции «URA.RU» рассказал бывший директор ФСБ и премьер-министр, сопредседатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин.
— Как вы думаете, стоит ли объявить День Конституции выходным днем?
— Я — за. На самом деле ничего плохого в этом нет. Я на всю жизнь помню 5 декабря, хотя тогда страна отмечала сталинскую Конституцию. Запомнил, потому что 5 декабря 1969 году я принимал воинскую присягу, а это был выходной день. Мне было 17 лет, и у меня было хорошее настроение. Страна должна отмечать 12 декабря, потому что Конституция — это основной закон нашей страны.
— Почему же тогда День Конституции перестал быть выходным?
— Потому что власти решили перенести выходной на День народного единства. Есть много праздников, которые чтят в нашей стране. Но 4 ноября с точки зрения истории у меня вызывает много вопросов. Учитывая, что первое образование у меня историческое. Вообще у нас в 2000-е произошла реорганизация многих праздников. Помимо прочего, власти решили убрать из народной памяти день Октябрьской революции (отмечается 7 ноября — прим. ред).
— По последним опросам ВЦИОМ, хорошо знают текст конституции только 6% россиян. О чем это говорит? Плохо ли это?
— Конечно, это плохо. Люди должны знать свои права. Сейчас я возглавляю общественный совет Минстроя и наблюдательный совет фонда ЖКХ. ЖКХ — вечная, сложная и больная для всех тема. Так, большая часть людей, особенно пожилые люди, относительно работы ТСЖ и управляющих компаний настолько образованны, что их уже не обманешь. Они прекрасно знают о всех тонкостях жилищного кодекса и знают свои права. Поэтому я бы хотел, чтобы россияне наконец вышли из рамок ЖКХ и ТСЖ поднялись повыше — тогда люди начнут понимать свое место в стране и то, для кого нужна власть. Власть — это слуга народа, и я хочу, чтобы все это понимали.
— Стоит ли в таком случае вводить экзамен на знание Конституции в образовательных учреждениях?
— Зачем экзамен, если есть учебники обществознания? Наш учебник (подготовленный Ассоциацией юристов России — прим. ред.) наконец выйдет в этом году. В нем есть подготовленный и мной, и экспертным советом раздел, посвященный Конституции, и по нему в школах будет проводиться зачет.
— Недавно в интервью «Российской газете» председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в качестве недостатков Конституции отметил «крен в сторону исполнительной власти». Считаете ли вы, что функционал исполнительной власти можно было бы сузить?
— Я сам часто задавал себе такой вопрос: нет ли в Конституции перекоса в сторону президентской власти? Пожалуй, есть.
Однако стоит отметить, что Россия продолжительное время переживала и переживает сложные процессы внутри страны. На нее давят извне. Поэтому для нашей страны сохраняется необходимость в сильной президентской власти.
Здесь дело не только в крене. Я сам в правительстве работал, даже успел премьером побывать. Главное — квалификация людей и то, что они не должны быть равнодушными. Если ты работаешь в правительстве, то ты должен заниматься делом, а не ждать, пока тебя оттуда турнут. Дело именно в этом, а не в перекосах в ту или иную сторону.
— Как вы считаете, нуждается ли Конституция в изменениях?
— Точечные изменения уже проводятся. Есть конституционные законы, в самом тексте ничего менять не нужно. Однако у нас есть вопросы к судебной системе и уголовному праву. Эти проблемы сохраняются в повестке дня. Даже президент Путин говорит: «Хватит сажать за мелочь». Возимся с Львом Пономаревым (6 декабря общественный деятель был осужден на 25 суток за нарушение порядка проведения уличных акций, на следующий день суд сократил арест до 16 суток — прим. ред.) или полупьяными футболистами Мамаевым и Кокориным.
Я бы ввел в Конституцию норму, которая ограничивала бы пребывание гражданина под следствием сроком до полугода (согласно российскому законодательству, срок пребывания подозреваемого в СИЗО составляет от шести месяцев до года. Однако на практике этот срок может продляться на несколько лет — прим. ред.).
Наша главная проблема не в Конституции, а в правоприменительной практике, которую не могут решить ни Конституция, ни власть. Кроме того, Россия так и не стала в полной мере социальным государством, разрыв между богатыми и бедными колоссальный.
— В Конституции установлен приоритет международного права. Не связано ли это с тем, что эта норма принималась в 90-х годах, когда в стране было сильное западное влияние? Не устарела ли она?
— Самое сильное влияние Запада наша страна ощутила при Петре I и Екатерине II. Тогда это была великая Россия. Не нужно путать божий дар с яичницей. Россия — европейская страна, а не какая-то азиатская или евроазиатская. И таковой она должна оставаться. Европейцы или американцы у нас учились, а сегодня они ничего, кроме Скрипалей, о нас не знают.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.