Почему за кампанию челябинского губернатора отвечает его конкурент?
Генсовет «Единой России» 19 декабря примет решение о смене куратора выборов губернатора и депутатов райсоветов Челябинска. Эти обязанности тюменский депутат Госдумы Иван Квитка передаст своему южноуральскому коллеге Владимиру Бурматову. Зачем руководство правящей партии решилось на такую рокировку, какой будет избирательная кампания и сколько соперников должно быть у действующего главы региона Бориса Дубровского, в интервью «URA.RU» рассказал один из самых успешных политтехнологов Челябинской области, Сергей Клесун.
— Почему куратором выборов станет Бурматов, чем не угодил Квитка?
— В сравнении с Квиткой Бурматов наш, понятный. Он здесь родился, вырос, делал политическую карьеру. Достаточно неплохо владеет ситуацией в области. Куратором выборов его назначила партия, а он член генсовета, высшего руководящего органа «Единой России». На серьезные задачи не назначают рядовых партийцев.
— Назначение Бурматова куратором выборов ставит крест на его возможном выдвижении в губернаторы?
— У меня было двоякое ощущение. Всю кампанию [в Госдуму в 2016-м] он говорил о взаимной поддержке с Дубровским. Но у него была и своя, достаточно обширная повестка, и его рейтинг достаточно сильно рос на протяжении последнего года.
Думаю, до федерального центра эти мысли тоже доносились. И его назначением дали понять, что Бурматов будет управлять всеми выборами, но ни о каких губернаторских амбициях даже разговоров нет. Его задача будет технологической. Всем своим ресурсом он будет поддерживать Дубровского.
— Бурматова можно назвать членом команды Дубровского? Его словам о поддержке губернатора можно доверять?
— Знаете, обычно разговариваешь с агитаторами и с элитами, и все они говорят, что поддерживают губернатора. Но как бы стесняются назвать фамилию. Каждый беспокоится за собственное кресло. Они сидят и гадают, какое решение будет по губернатору. Назначат врио — присягнем новому главе области. Получит поддержку на переизбрание Дубровский — присягнем ему.
Бурматов один из немногих, кто открыто поддерживает Дубровского. Искренен Бурматов или нет, но не стесняется говорить, что он в команде губернатора Дубровского. Это достойно уважения.
— Вам не кажется, что за Бурматовым тянется слишком негативный шлейф?
— Многие до сих пор вспоминают тушение пожаров [в 2010 году Бурматов, замглавы «Молодой гвардии», попал в скандал из-за фото фейкового тушения лесного пожара], еще какие-то скандалы. У меня в голове был тот же самый стереотип. В последнее время я поменял к нему свое отношение. Бурматов возглавлял «Молодую гвардию», которую создавали для активных действий против оппозиции. Улица их закалила, научила вести политические противостояния в поле.
Если отбросить стереотип об его агрессивном прошлом, то в последние три-пять лет он стал абсолютно грамотным и вменяемым политиком.
Есть, условно говоря, старые элиты, которые не хотят ничего отдавать. У них ревность, боязнь, что придут молодые и жадные до их регалий и привилегий. Но это проблема не Бурматова, а нашей кадровой политики. Старые элиты выжигали вокруг себя поле, чтобы не было смены, чтобы подольше сидеть в своих креслах. А благодаря Бурматову выросла новая элита. Хотите или нет, придется с этим смириться.
— При выборе куратора челябинских выборов учитывалось, что Бурматов в Госдуме занимает должность председателя комитета по экологии, одной из наших главных проблем?
— Конечно, это учитывалось. На выборах тема экологии будет актуализирована и потребует грамотных ответов и действий. А Бурматов разбирается в ней. Но при этом я не думаю, что эта проблема в Челябинске настолько ужасающая, что станет решающей мотивацией к голосованию. Достаточно предприятиям перестать чадить за две недели до выборов, и люди просто забудут про выбросы. Все экологические протестные вещи раздуваются только в интернете. На акции выходят несколько десятков фриков, которым нужно решить какие-то свои вопросы.
— При экс-мэре Евгении Тефтелеве все участники муниципальных выборов «расторговались» по поводу того, кто и где будет выдвигать своих кандидатов на праймериз. Сможет Бурматов сохранить этот межэлитный консенсус или станет перетягивать одеяло на своих «молодогвардейцев»?
— Уверен, что Бурматов будет работать в рамках достигнутых договоренностей. Но усилит работу, которой никто никогда не занимался. Избирательная кампания — это не только элиты. В конечной стадии это работа с избирателем. Его задачей будет наведение порядка в электоральных процессах.
— В окружении Бурматова хвастаются, что они в прямом смысле «оттаптывают» свои округа. Такая же задача теперь будет для всех кандидатов?
— Когда меня спрашивают, как бы я построил избирательную кампанию, я говорю: не надо на меня смотреть и слушать мои советы, а возьмите и скопируйте то, что делает Бурматов. Этого будет более чем достаточно. За последнее время никто не вел кампании такого уровня. Его команда расчертила всю территорию. И системно проходит двор за двором. На каждую территорию заходят два раза. Одна группа общается с людьми и определяет проблематику. Вторая группа работает руками — подпилили деревья, привезли земли, подправили ограждения. Все это они делают очень публично. Оба раза — это контакт с жителями. И всегда их лидер [Бурматов] находится там. За счет этого он наработал неплохой рейтинг.
— Бывший вице-губернатор и куратор внутренней политики Николай Сандаков на прошлых выборах продвигал технологию «от двери к двери» (ОДД). Это не одно и то же?
— При технологии ОДД агитаторы заинтересованы только в получении денег. Они распихают материалы по ящикам, но никакой агитационной работы не ведут. А у Бурматова сам кандидат всегда «топчется» на территории, это всегда эффективнее.
— Какова будет роль Бурматова на выборах — технологическая? Или он будет координировать кампанию, помогать ресурсами?
— Думаю, это будет комплекс мер. Команда Бурматова обкатала эффективный электоральный инструмент и «прокачала» своих людей. Есть готовая технологическая карта, ничего придумывать не нужно, просто делай по лекалам и добьешься результата.
— Какой должна быть кампания, чтобы Дубровский выиграл в первом туре с хорошим результатом?
— Нынешней осенью в нескольких регионах избирательную кампанию выиграли спойлеры. Там было по несколько кандидатов. Поэтому я бы подошел технологически так: допустил до выборов как можно больше кандидатов-фриков. Они бы растаскивали протестную повестку. А когда 10 человек нападают на одного и орут, что он дурак, то со временем начинает складываться ощущение, что вот эти десять-то и есть дураки. А тот здравые вещи говорит.
— Губернаторская кампания будет увязана с муниципальной или это будут параллельные выборы, как в 2014 году?
— Я бы не увязывал в общую структуру маленькие выборы и глобальные. Это принципиально разные кампании. Влияние маленьких выборов может перейти на большие, и не факт, что в позитивном ключе.
— Было бы проще, если бы выбирали гордуму без райсоветов?
— В 49 округах депутатов гордумы управлять ситуацией проще, чем в 170 округах депутатов райсоветов. Потому что на маленьких территориях с пятью тысячами избирателей на выборах наберется 50-70 фриков. Чем больше дробишь округа, тем получаешь больше маленьких проблем. А лучше решить 10 больших проблем, чем 100 маленьких.
Прошедшая у нас реформа местного самоуправления абсолютно безграмотная и бездарная. Но раз эту систему создали, депутаты на местах должны выполнять свою функцию, работать очень близко с населением. Но их легко и более эффективно могут заменить комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС). Потому что у КТОС реальная заинтересованность в том, чтобы именно в их микрорайоне стало жить лучше.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!