Как устроена главная речь-2019 от Путина. Рассказ из Гостиного двора
От нынешнего послания президента России Федеральному собранию ждали многого. Во-первых, это было 15-е — юбилейное — выступление Владимира Путина в данном формате. Во-вторых, во время предыдущего были показаны такие разработки нового вооружения и это вызвало такую реакцию в мире, что было интересно — можно ли поднять планку обсуждения еще выше. В-третьих, вновь — как и год назад — послание оглашалось не в Кремле, а рядом. В 2018-м это был Манеж, теперь — Гостиный двор.
Но главным внутриполитическим вопросом было содержание речи. Ведь прошлое — с горячим приветом «западным партнерам» — оглашалось 1 марта, за 17 дней до выборов президента России. Оно прозвучало до пенсионной реформы, до спецобращения президента к россиянам с разъяснениями этой реформы, и до старта «мусорной реформы». То есть до того, как наметился негативный тренд в рейтингах российской власти. Политически активные россияне ждали, как Владимир Путин отреагирует на эту тенденцию.
Важным было сохранение прошлогоднего формата мероприятия. В зале были не только депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, не только губернаторы, но и волонтеры, руководители общественных палат и уполномоченные по правам человека. Я видел биатлониста Антона Шипулина, который вообще не подходит ни под одну из этих категорий. А еще телеведущую Яну Чурикову, шахматиста Сергея Карякина, да кого только не видел. И вели себя они в холле не менее полноправно, чем челябинский губернатор Борис Дубровский или его коллега с Ямала Дмитрий Артюхов.
В ожидании, когда откроются двери аудитории, специально построенной к посланию, приглашенные кучковались, разговаривали, но особенным типом разговора — разговором ни о чем. Никто не спорил, чего ждать от послания, не обсуждал вызовы, которые стоят перед истеблишментом. Это не были и разговоры о чем-то насущном, как бывает на полях разных форумах: вот двум страшно занятым VIP удалось наконец-то вживую пересечься, и они согласовали что-то, что «висит» давным-давно.
Вовсе нет. Тут были совсем иные разговоры: какие-то полушутки, уточнения, едва ли не разговоры о погоде.
И понятно почему: Владимир Путин приучил российскую элиту к тому, что такое послание президента. Это публичное описание той задачи, которую он ставит перед истеблишментом, с детальным описанием конкретных мер, которые нужно реализовать в течение года, чтобы получить желаемый президентом результат. Присутствие в зале общественников делало сам разговор объемным: вот глава государства — как системы управления — ставит задачу своим сотрудникам, одновременно разъясняя тем, ради кого он работает, почему он ставит такие задачи.
При таком сценарии какой смысл обсуждать ожидания? Пройдет всего несколько минут — и каждый получит четкий перечень заданий, по которым будет работать.
Год назад, после 40-минутного сообщения о задачах для правительства и губернаторов, Владимир Путин столько же времени потратил на описание, какими средствами мы будем защищать свое право на самостоятельное определение внутренней политики. Теперь президент не стал держать интригу. «Сегодняшнее послание сосредоточено прежде всего на вопросах нашего внутреннего социального и экономического развития», — сразу сообщил он.
И чтобы не выступать перед теми, кому неинтересно его слушать, продолжил: «Если же кто-то предпочитает работать по накатанной, не напрягаясь, избегать инициативы и ответственности, то лучше сразу уйти. Я уже слышу, что „там нельзя“, „здесь слишком сложно“, „там слишком высокая планка“, „не получится“. С такими настроениями лучше к снаряду не подходить».
Хотя подписанный после вступления в должность майский суперуказ предполагает решение многих проблем к 2024 году, президент настаивает, чтобы изменения произошли не через шесть лет, а сейчас.
«Для нашего многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом, — сказал Владимир Путин. — Мы делали и будем делать всё для укрепления семейных ценностей».
По прозвучавшим далее предложениям стало ясно, чем президент хочет компенсировать изменения общественного договора относительно правил начисления и выплаты пенсий. Существенный пакет инициатив получил название «Больше детей — меньше налогов». Это касается и освобождения многодетных семей от налогов за участки по шесть соток, и повышения пособий по уходу за детьми-инвалидами, и списания 450 тыс. рублей ипотечного кредита в случае рождения третьего ребенка, и включения в ипотечную программу семей, желающих строить свой дом.
Поскольку с дефицитом мест в школах и детских садах в стране справляются, Путин поставил задачу обеспечить регионы местами в яслях.
Подтверждая, что Россия — все же социально-ориентированное государство (социологи фиксировали сомнения в этом после пенсионной реформы), президент назвал второй задачей — борьбу с бедностью. Губернаторам привели в пример социальный контракт, реализованный в ряде регионов, банкирам посоветовали подумать о появлении «ипотечных каникул», а силовикам и Центробанку — разобраться с аферистами из микрокредитных организаций.
После этого Владимир Путин отметил и проблемы с реализацией обещания властей повысить россиянам пенсию. Эта тема острейшая: в январе по лентам информагентств проходили сообщения, что-то один, то другой пенсионер отправляли, кто президенту, а кто — премьеру Дмитрию Медведеву полученные индексации — каждая меньше ста рублей.
«В этом году были проиндексированы пенсии в рамках пенсионной реформы, — напомнил глава государства. — Но если доход пенсионера превысил прожиточный минимум, то ему перестали выдавать социальную доплату в прежнем размере, или вообще перестали, или снизили её. В результате прибавки к пенсии либо вообще нет, либо она оказалась гораздо меньше, чем человек ожидал. И многие люди с полным на то основанием чувствуют себя обманутыми. <…> Государство сначала, сперва должно довести пенсию до прожиточного минимума, а уже после этого проводить индексацию самой пенсии и ежемесячных денежных выплат. Выплаты за первые месяцы текущего года нужно пересчитать и доплатить людям те деньги, которые они недополучили».
Зал аплодировал.
Владимир Путин продолжал по блокам: россияне не удовлетворены качеством медицинских услуг — нужно распространять опыт «Бережливых поликлиник» в регионах, в стране никогда не думали о судьбе выбрасываемого мусора — Общероссийскому народному фронту нужно контролировать ход «мусорной реформы», к программе «земский врач» должна добавиться программа «земский учитель».
Снова аплодисменты.
Назвать это послание оторванным от реальности нельзя. «Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьёй, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания. Уже обращал внимание на эту проблему в одном из Посланий, приводил соответствующие цифры. Ситуация, к сожалению, не сильно изменилась», — констатировал Владимир Путин и приводил статистику, как чрезмерное внимание силовиков к бизнесменам негативно сказывается на экономике страны.
Шел уже второй час послания президента — явная заявка на рекорд по продолжительности, а глава государства обращался к молодежи (призывал воспользоваться социальными лифтами пула конкурсов, организованных в стране), ставил правительству задачу к 1 января 2021 года «сдать в архив» все избыточные контрольные функции («Когда мы обсуждали эту тему, многие коллеги сказали, искренне сказали: страшно. Ведь там по некоторым направлениям, по некоторым ведомствам вот такие фолианты, вот такой толщины, они же десятилетиями накапливались, ещё с советских времён многие работают, со времён „очаковских и покоренья Крыма“. Но не 2014 год имею в виду, конечно. (Смех в зале.) Ещё со времён Александра Сергеевича Грибоедова и раньше. Но я, знаете, сомневаюсь, что даже сотрудники этих ведомств знают на 100 процентов, что там написано»).
Какой-то переход к международной повестке и не потребовался: «Россия была и будет суверенным, независимым государством. Это просто аксиома. Она будет либо такой, либо вообще её не будет. Для всех нас это должно быть понятно, мы должны это понимать и осознавать. Россия не может быть государством, если она не будет суверенной. Некоторые страны могут, Россия — нет».
После чего были произнесены слова, также встреченные аплодисментами: «Россия будет вынуждена создать и развернуть виды вооружений, которые могут быть использованы не только в отношении тех территорий, с которых для нас будет исходить соответствующая прямая угроза, но и в отношении тех территорий, где находятся центры принятия решений о применении угрожающих нам ракетных комплексов».
Фраза менее продолжительная, чем год назад было сообщение о новых видах вооружения, но не менее значимая. Кстати, о том, как идут поставки вооружения прошлых лет, Владимир Путин тоже сообщил.
Послание Владимира Путина на 2019 год важно в контексте предыдущего — внешнеполитического. Тогда скептично настроенные россияне рассуждали, что президент отстранился от внутренней жизни страны. Сегодня установок, как переустроить жизнь страны, прозвучало с лихвой — с компенсацией прошлого послания. И теперь остается вопрос: будет ли кто-то продолжать критику внутренней политики России, находящейся в сложном положении? Что же хотят критики? Есть ли то, что должен сказать президент, чтобы им понравилось, или они всегда будут против?
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.