Как в Кургане и Перми пройдет эксперимент по борьбе с бедностью
Курганская область и Пермский край вошли в пилотный проект Минтруда РФ, направленный на борьбу с бедностью в регионах. В рамках инициативы к 2024 году реальные доходы жителей выбранных территорий должны вырасти, а уровень бедности сократиться вдвое. Кроме того, усилится адресная поддержка льготников, живущих в этих регионах. Экономисты в беседе с «URA.RU» объяснили идею правительства и назвали ключевые проблемы Зауралья и Прикамья, которые необходимо преодолеть.
Эксперт аналитического агентства «Политсобрание» Наталья Желтова считает, что федеральный центр через программу Минтруда хочет создать систему помощи регионам, основанную на новых принципах. «Если раньше Москва просто вливала деньги в регионы, то теперь схема поддержки кардинально меняется. Каждый регион должен иметь свои конкурентные преимущества. Условно — Калужская область ориентирована на производство автомобилей, Ульяновская — на строительство самолетов.
По сути, мы видим возвращение к схеме «кластеризации», когда за каждым регионом закреплена ключевая отрасль», — объясняет собеседница «URA.RU».
Желтова считает, что в новых условиям даже «сырьевым» регионам придется искать новые точки экономического роста: «В этом плане показательным является пример Татарстана. Думаю, республика неслучайно включена в список пилотных регионов, где обкатывается эта программа. Регион не только живет за счет нефти, там активно развиваются высокотехнологичные производства».
Одним из вариантов развития экономики Зауралья может стать запуск современных производств в сфере фармакологии и автомобилестроения, считает экономист Сергей Журавский. По мнению эксперта, Курганская область — действительно депрессивный регион, но в то же время у территории есть свои преимущества — в случае создания новых рабочих мест, местное население не будет требовать космических зарплат. «Помогать Кургану — это почти, как помогать Африке. Заниматься этим можно бесконечно, при этом ощутимого эффекта вряд ли добьешься. Создается ощущение, что федеральный центр пытается „просто заливать дыры деньгами“, но без серьезных инфраструктурных решений ничего не изменится», — объяснил Журавский.
Депрессивным регионам, в том числе — Зауралью, не стоит рассчитывать на приток иностранных инвестиций из-за плохой инфраструктуры и проблем в отечественной судебной системе — эти моменты учитывает весь иностранный бизнес, указывает политический обозреватель Константин Толкачев. «В России бизнесу пока не могут полноценно гарантировать права собственности, поэтому инвесторов заманивают налоговыми льготами, коммунальными ресурсами за счет бюджета, дешевой рабочей силой — ведь люди готовы работать за очень скромные зарплаты. Не такие маленькие, как в Китае, но и не такие большие, как в Восточной Европе», — сказал Толкачев. Другой вопрос, говорит он, что этих «преимуществ» недостаточно для того, чтобы инвесторы здесь размещались надолго: «Как правило, инвестиционный проект ориентирован в первую очередь на российский рынок, который стагнирует. То есть даже локализация производства может не оправдать себя, поскольку произведенную продукцию просто некому покупать».
Опасения экспертов разделяет и депутат Курганской области областной думы, член комитета по экономической политике Олег Колташов. В беседе с «URA.RU» он указал, что ключевыми проблемами в экономике Зауралья остаются высокие тарифы на электроэнергию для бизнеса, неудобная логистика, недостаток квалифицированного персонала, налоговая политика и низкий уровень газификации.
«В информационном плане область не очень хорошо представлена на федеральном уровне. В результате потенциальные инвесторы не понимали, зачем им открывать бизнес в Зауралье и что это им даст. Не был запущен промоушн области». Эксперт отметил, что с назначением врио губернатора Курганской области Вадима Шумкова ситуация с информационной повесткой стала меняться в лучшую сторону.
Экономист Антон Любич заявил «URA.RU», что включение Пермского края в программу можно только приветствовать. «Ситуация с бедностью и занятостью в Прикамье очень сложная. Многие предприятия закрываются. Недавно власти официально признали, что около 30 тысяч жителей края не найдут работу, даже если будут ее искать. Однако, согласно экспертным оценкам, эта цифра занижена — дефицит можно оценить в 100 тысяч рабочих мест», — сообщил Любич.
По этой причине многие вынуждены жить за счет других членов семьи, а также уезжать работать вахтовым способом в другие регионы, отметил эксперт. По его данным, в Пермском крае к числу бедных относится 15-20 процентов населения.
Член думского комитета по бюджету и налогам Евгений Федоров пояснил «URA.RU», что в рамках обсуждаемой программы власти продолжат переходить на адресную систему поддержки населения. По его словам, ранее количество категорий нуждающихся было значительно больше: «Сейчас идет сокращение этих категорий. Помощь будет оказываться только адресно. Такие рекомендации и дает России Международный валютный фонд. Он подчеркнул, что МВФ регулярно обновляет свои рекомендации и РФ следует им. В итоге помощь будет становиться все более и более избирательной, уверен парламентарий.
Представители Минэкономразвития Пермского края пообещали прокомментировать идею Минтруда РФ позже. Получить комментарий департамента экономического развития Курганской области при подготовке материала корреспондентам «URA.RU» не удалось — в пресс-службу ведомства направлен запрос.
В проект по снижению бедности изначально входили восемь регионов: Татарстан, Кабардино-Балкария, Нижегородская, Ивановская, Липецкая, Томская и Новгородская области и Приморский край. В июле этот список, помимо Прикамья и Курганской области, пополнили республики Тыва и Коми, а также Алтайский край. В рамках инициативы представители Минтруда РФ проводят всесторонний анализ причин бедности и разрабатывают механизмы борьбы с ней.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.