Что делать Екатеринбургу, чтобы у нас было 12 «Иннопромов» в год?
Завершается «Иннопром-2019», в рамках которого Екатеринбург посетили лидеры России, ведущие российские и зарубежные бизнесмены. В последний день работы участников мероприятия ждут еще сотни встреч и контрактов — они приехали на, без сомнения, главную промышленную выставку и форум страны — так выглядит «Иннопром» для деловой элиты страны. У екатеринбуржцев своя логика: начинается ежегодный сезон споров, нужна ли выставка городу и если нужна, то для чего и в каком именно виде.
У обозревателя «URA.RU» Константина Джултаева накопилось много вопросов к «Иннопрому». Как так вышло, что за два последних десятилетия Екатеринбург, а вместе с ним и Свердловская область, лишились бренда сильнейшего промышленного центра России? Почему регион больше не стремится зарабатывать и быть самодостаточным, а рассчитывает на чужие деньги? Почему, выбрав event-стратегию, за десять лет регион не начал проводить другие события, сопоставимые с «Иннопромом»?
«Урал — опорный край державы»
Когда губернатором Свердловской области был Эдуард Россель, его идеологический и пиар-блоки нещадно эксплуатировали тезис «Урал — опорный край державы». В 2005 году идеологема была закреплена официально: фразу разместили на гербе региона. На ее основе формировался бренд области как мощнейшего в России промышленного кластера. Исходя из этой аксиомы строилась программа Стратегического развития Среднего Урала. Власть фонтанировала идеями о новых индустриальных проектах: подтвердить наши успехи должны были Стан-5000 в Нижнем Тагиле, завод «Автомобили и моторы Урала» в Новоуральске, предприятия «Русский магний» в Асбесте.
Власть не смогла сдержать слово. Эти и многие другие проекты в итоге не были реализованы. Но миф о том, что Россель и его команда — преемники Демидовых, укоренился в общественном сознании. В него верили даже рабочие, которые все реже выходили на митинги и забастовки.
При губернаторе Александре Мишарине идеология горнозаводского Урала пошла на спад. Как истинный железнодорожник он сделал ставку на инфраструктурные проекты. Неплохая, кстати, ставка. Так, идея строительства Высокоскоростной магистрали Москва-Екатеринбург базировалась на одном из главных преимуществ региона — он находится на пересечении главных воздушных и наземных магистралей и способен хорошо зарабатывать на транзите грузов. Но инициативу строительства ВСМ в итоге постигла судьба Стана-5000.
Иждивение — это необходимость
Лет пять-семь назад в стране произошли серьезные перемены. Вслед за политической централизацией в России началась централизация бюджетно-экономическая. Федеральная власть внесла поправки к Бюджетному кодексу, перераспределяющие деньги из регионов в пользу Москвы. В результате самостоятельно обеспечивавшая себя Свердловская область превратилась из региона-донора в регион-реципиент, зависящий от московского финансирования. Зарабатывать самостоятельно за счет продажи собственных инноваций и открытия прибыльных производств становилось все более не выгодно. Ведь значительную часть заработанного все равно придется отдать «наверх».
Главным показателем эффективности региона стала способность получать у федеральной власти субсидии и субвенции. Но нужно признать, что это вынужденное иждивенчество. По-другому сегодня регионам не выжить — у бизнеса деньги почти закончились и делиться оставшимся он не торопится. Деньги остались только в вышестоящей казне и их надо учиться выбивать.
Представители областной власти быстро смекнули, что получить дополнительное финансирование гораздо проще не под бизнес-проекты, а под организацию больших событий федерального и мирового масштаба. Получить и освоить сотни миллиардов рублей на выставки «ЭКСПО-2020» и «ЭКСПО-2025» не вышло — организаторы заявки дважды проиграли конкурсы на право их проведения. Но были и успехи. Настоящим джекпотом для Екатеринбурга стала победа в конкурсе на право проведения игр Чемпионата мира по футболу в 2018 году. На полученные «сверху» миллиарды представители власти действительно преобразили город, построив новые объекты и дороги.
«Иннопром-2019» как венец event-экономики
«Иннопром» для городской экономики мало чем отличается от футбольного мундиаля и Ural Music Night — музыкального фестиваля, который по численности в 2019 году превысил День города. Все эти события — большая толпа людей, приятно проводящая свое время за счет спонсоров и бюджетных денег. С данной концепцией не спорят даже организаторы мероприятия. Оставляя за скобками факт, что все подписываемые на выставке контракты готовятся заранее и к самому «Иннопрому» имеют отдаленное отношение, они называют выставку площадкой для контактов.
Нужно ли тратить бюджетные миллиарды на строительство «площадки для контактов», если в цифровую эпоху все переговоры представители бизнеса проводят в Интернете, не обременяя себя лишними временнЫми, транспортными и командировочными расходами, вопрос спорный. Он постоянно звучит не только в Росси, но и за рубежом. Согласно сложившейся международной практике, на оффлайновых площадках принято презентовать новейшие разработки. Таким образом можно предотвратить опасность преждевременной утечки информации о них и привлечь к новинкам потребителей, желающих пощупать еще не выведенные на рынок продукты своими руками.
Но большое число инноваторов на выставку не попали. По словам нескольких свердловских мэров, в их городах работают десятки «кулибиных», которые запатентовали ряд значимых для промышленности открытий. Но расходы на аренду площадей на «Иннопроме» для них неподъемны. И провинциальные изобретатели понимают, что их на выставке не особенно-то и ждут — на «Иннопроме» сформировался собственный элитный клуб, представители которого привыкли налаживать контакты только между собой, приезжая в Екатеринбург.
Бренд без стратегии — ничто
Дьявол при этом как обычно кроется в деталях. Еще команда прежнего губернатора Александра Мишарина, строя «Екатеринбург-ЭКСПО», планировала: таких крупных выставок как «Иннопром» для функционирования центра и новой экономики региона нужно по одной в месяц. Не считая качественного развития «Иннопрома» мы находимся на тех же позициях: 10 лет помещения, построенные за 7,5 млрд рублей, большую часть времени пустуют и генерируют убытки. Более того, в этом году сдан конгресс-центр, обошедшийся региону в 9,6 млрд рублей. Для загруженности таких активов необходима большая работа по привлечению мероприятий.
Кроме того, ставка на event-экономику и формирование бренда региона как выставочной площадки должна повлечь за собой внесение изменений в стратегию развития города и региона. В первую очередь транспортно-логистическую. Например, идея организации площадки для проведения игр Универсиады и других международных мероприятий в ВИЗе-Правобережном выглядит неэффективно. Чтобы добраться до нее, гостям города придется проехать из аэропорта практически через весь мегаполис. Идея с организацией площадки вблизи аэропорта «Кольцово» и выставочного центра «Екатеринбург-ЭКСПО» выглядит в этом плане гораздо логичней.
Уверен, что от сложившейся event-экономики свердловской власти отказываться не стоит. В ближайшей перспективе отменять финансовую централизацию, перераспределяя бюджеты в пользу регионов, никто не будет. Поэтому нужно продолжать бороться за право проведения выставок и чемпионатов, получая деньги на проведение мероприятий в конгресс-холе и в других дорогостоящих объектах.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.