Власти Зауралья защищают бизнес других регионов, прикрываясь людьми
Федеральная антимонопольная служба рассматривает скандальное решение властей Зауралья по энерготарифам. В беднейшем регионе Большого Урала сложилась уникальная ситуация — правительство лоббирует интересы крупного бизнеса, прикрываясь населением и малыми предпринимателями.
В декабре 2019 года власти Зауралья заявили о заморозке тарифов на электроэнергию для населения — жители городов Зауралья в 2020 году будут платить 3,32 рубля за киловатт/час, сельской местности — 2,32 рубля. Такая ставка действует с 2018 года.
Эти цифры указаны в релизах, но в публичном доступе нет информации о ключевом тарифном решении правительства — снижении платы для группы потребителей «Прочие Высокое напряжение» («ВН»). Это крупный бизнес, такой, как, например, заводы или активы «РЖД» и «Транснефти», штаб-квартиры которых расположены в других регионах. Они, по решению тарифного департамента области, будут платить 98 копеек за киловатт/час — снижение от прошлого года составило 48%. Для примера — тариф поменялся и для потребителей «Прочие Низкое напряжение» (малый бизнес), но ставка для этой группы упала на 0,9%, до 3,3 рублей за киловатт/час.
При этом, именно интересами населения и малого бизнеса власти Зауралья объясняют свои тарифные решения. «По тарифу на электроэнергию, к сожалению, он является самым высоким в Уральском федеральном округе, один из самых высоких в РФ», — заявлял губернатор Вадим Шумков в августе 2019 года, объясняя экономические проблемы региона. Хотя по данным Минэнерго средний тариф на передачу электрической энергии в Курганской области в 2019 году был 2,42 рубля за киловатт/час. Аналогичные тарифы действовали в 50 субъектах России.
Ранее крупный бизнес и без того находился в привилегированном положении — тариф для них был меньше 2 рублей. Такая низкая ставка компенсировалась большим потреблением. Новый тариф для них на 30% ниже, чем в соседних Тюменской и Челябинской областях, где действуют самые низкие ставки в России: 1,36 рубля за киловатт/час в Челябинской области, 1,4 рубля — в Тюменской.
По факту получилось, что тарифная политика властей региона направлена исключительно на лоббирование кошелька крупного бизнеса, считает экономист Антон Шабанов, и называет решение правительства абсурдным. «Сокращение тарифа в принципе выглядит странно — в стране официально фиксируется инфляция, поэтому снижение не обосновано ни экономически, ни юридически. Это повлечет за собой увеличение кассового разрыва энергетических компаний, кратный рост расходов, и даже, возможно, массовые сокращение сотрудников», — отмечает эксперт.
«В такой ситуации убытки энергетиков должны компенсировать либо за счет физических лиц, и повышением тарифа для населения, либо за счет государства. Нельзя принимать решения о снижении тарифа на основании хотелок властей», — добавил Антон Шабанов.
Есть еще один нюанс — команда Шумкова ранее анонсировала амбициозные планы по привлечению инвестиций в экономику региона, в том числе: строительство 100 новых заводов в ближайшие пять лет. Одним из препятствий для реализации этих проектов Шумков называл высокие энерготарифы, якобы отпугивающие инвесторов. Однако, среди регионов, где действует подобный курганскому или даже выше тариф — Алтай, Ульяновская, Саратовская, Брянская, Калужская, Костромская, Курская, Ярославская, Тульская области. В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов АСИ, Тульская область занимает 6 строчку, Ульяновская — 10-ю, Ярославская — 18-ю. Курганская область — на 58 месте.
Одним из последствий тарифного решения властей может стать сокращение инвестиционной программы энергетиков вследствие падения выручки. Без новых сетей невозможно подключение новых потребителей, и это ставит под сомнение достижимость заявленных целей правительства Курганской области. Для примера: за последние 10 лет компания СУЭНКО инвестировала в электросетевой комплекс региона порядка 10 млрд. Отказ от инвестиций — самое меньшее, чем придется пожертвовать энергетикам из-за тарифной политики регионального правительства. «Компания будет вынуждена сократить выплату налогов в бюджеты Курганской области на 600 млн рублей, а, возможно, и уволить больше тысячи человек», — подтвердили вероятные последствия в пресс-службе СУЭНКО.
«Решение власти можно расценить как препятствование реализации конституционного права сотрудников энергетических компаний на труд. В данном случае могут быть митинги либо другие формы нарушения общественного порядка. Но лучше такие вопросы решать в суде», — считает профессор кафедры управления фирмой Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Александр Костанянц.
Ранее Вадим Шумков дезинформировал президента России Владимира Путина, взяв завышенные расчеты, и рассказав главе государства якобы тариф на электроэнергию в Курганской области составляет почти 8 рублей за киловатт/час. Губернатор Зауралья активно эксплуатирует тему высоких тарифов в подконтрольных СМИ, хотя позднее слова Шумкова опроверг министр энергетики России Александр Новак в докладе президенту Владимиру Путину. В Минэнерго назвали тарифы для населения в Курганской области одними из самых низких в стране, и даже заявили о необходимости их поднять. Нарушений в деятельности СУЭНКО не выявили и в ФАС России.
В правительство Зауралья направлен официальный запрос с вопросами, насколько и для кого снижены тарифы на электроэнергию, и как новая ставка для группы потребителей «ВН» повлияет на население и малый бизнес — в ответ департамент информационной и внутренней политики области прислал ссылку на заявление о тарифе мусорной реформы. В правительство направлен новый редакционный запрос.
URA.RU будет следить за развитием ситуации.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!