В эпидемию коронавируса Челябинская область осталась без медиков
В медицине Челябинской области катастрофический дефицит кадров. Губернатор Алексей Текслер, публично признал провал предшественников в этой сфере, деликатно назвав оптимизацию медучреждений «непродуманной». «Укомплектованность врачами по области всего 34%!» — возмутился глава региона.
По данным минздрава области, год назад было свободно 1536 ставок одних только врачей. Не хватало 1539 специалистов среднего и младшего звена (фельдшеры, медсестры, водители). По последним данным дефицит врачей сократился до 1400 человек, а среднего медперсонала до 800 единиц (младший персонал теперь не учитывается). «Цифры скорректированы не только благодаря набору врачей, но и в связи со сменой методики. Например, младший персонал не указан, потому что в каждом медучреждении свой расчет», — объяснили в пресс-службе минздрава.
Ситуацию должны были исправить программы по привлечению медиков «Земский врач» и «Земский фельдшер». Однако бюджет ограничен в возможностях — в этом году они рассчитаны на привлечение только 70 и 80 специалистов соответственно.
Бывший руководитель фельдшерско-акушерского пункта (ФАП), уехавший в один из районов Челябинской области по программе «Земской фельдшер» и уволившийся несколько месяцев назад, рассказал корреспонденту URA.RU, что система не работает. «Обещали подъемные в 500 тысяч рублей, служебное жилье, которое через пять лет можно приватизировать, и обеспечить зарплату согласно майскому указу президента — 100% от средней по региону, это 33 тысяч рублей на 2018 год. По факту жилье не дали, полтора года снимал дом за свой счет. Оклад был 6,5 тысяч рублей, но с учетом надбавок я получал около 20 тысяч рублей. Когда президент поручил поднять оклады медикам, обрадовался. Но чиновники на местах схитрили. С 1 января 2019 года они увеличили оклады, но убрали все надбавки. За январь я получил 16 тыс. рублей», — говорит он.
По словам собеседника, вся серия акций протеста и массовых увольнений врачей прошлого года была вызвана как раз тем, что с телеэкранов говорили о повышении зарплат медикам. «Реформы угробили то, что и так еле дышало. Государство контроль за медициной переложило на регионы, а те — на главврачей.
Все друг перед другом радостно отчитываются. А на деле в моем ФАПе были нарушены нормы по площади, не было горячей воды. Когда надоело это все и уволился, в деревню стал приезжать фельдшер из района — два раза в неделю по два часа. Но по бумагам село фельдшером обеспечено.
Потому и была волна недовольства и забастовки в прошлом году — все мы видели, как Путину врали по телевидению, что выполнили его поручение и улучшили жизнь врачей», — добавил недавний фельдшер, ушедший в частную медицину.
В этом году первой ласточкой медицинских скандалов стала жалоба мужа сотрудницы детской поликлиники N8 в Челябинске. Он заявил, что руководство большую часть персонала, в том числе врачей и медсестер, отправило в простой с оплатой в размере 2/3 от оклада. «Оклад — 12 тыс. рублей. В эпидемию участковый врач выполняет по 60 осмотров пациентов на дому. До 22:00 часов работать — это нормальная практика при фиксированной зарплате, без надбавок. Зато сейчас, когда в поликлинике нет пациентов, сотрудников отправили в простой! А медики так же платят ипотеки, кредиты и коммуналку», — возмущается мужчина.
В горздраве Челябинска опровергли информацию из жалобы. «Когда закрыли плановые посещения поликлиник, освободившихся сотрудников с их согласия перераспределили на выполнение других обязанностей. Людям старше 65 лет предложено оформить больничный лист. Кто-то по семейным обстоятельствам не может ходить на работу и написал заявление об отпуске за свой счет. Им предложен лучший вариант — уйти в простой с сохранением 2/3 оклада. Но это по желанию сотрудников. Насильно в простой никого не отправляли. Это недопустимо!» — заверила начальник горздрава Наталья Горлова.
В минздраве области подтвердили, что перераспределение медиков идет во всех больницах и поликлиниках области. «В нашей системе, тем более с нехваткой кадров, сложно говорить о простое. Нам необходимы рабочие руки в амбулаторно-поликлинической службе, колл-центрах, наблюдении за диспансерной группой больных и т. д. Если на одни службы нагрузка уменьшилась, то на другие увеличилось в разы. И здесь главврачам необходимо принять решение, на какую службу и в какое медицинское учреждение можно перевести персонал на время, без потери рабочего места», — сказали в ведомстве.
Председатель областного профсоюза работников здравоохранения Нина Ковальчук встала на сторону чиновников. Она заявила, что в области нет нарушений прав медиков, связанных с отправкой их простоем. Но отказалась от дальнейших комментариев без письменного запроса.
Куратор социальной политики в регионе первый вице-губернатор Ирина Гехт сообщила, что ситуация в Челябинской области — не уникальна. «Проблема дефицита кадров возникла с 1990-х годов, когда многие ушли из медицины. Систему восстанавливали долго и тяжело. Зато сейчас началась межрегиональная борьба за врачей. Наши доктора уезжают в Тюмень и на Ямал, где предлагают большую зарплату и подъемные. К нам едут врачи из других регионов, в том числе из Курганской области. Есть профицит врачей в Осетии, договариваемся с ними», — рассказывает чиновница.
По словам Гехт, областной бюджет выделил деньги муниципалитетам на покупку жилья для врачей, в сельских территориях — индивидуальных домов. «Пообщавшись со студентами и ординаторами, мы поняли, что для них важен профессиональный рост. Поэтому предусмотрели систему стажировок. Многие соглашаются ехать x в отдаленные населенные пункты, когда мы с ними проговариваем траекторию на несколько лет — что через пять лет они переведутся в районную больницу заведующими отделениями. И будут двигаться далее. Профессиональная мотивация и перспектива роста для студентов очень важны. Но многое зависит от главы и главврача», — резюмировала она.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Челябинске и Магнитогорске? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Челябинск, который смог» и «Стальной Магнитогорск», чтобы узнавать все новости первыми!