Депутат Госдумы предложил пересмотреть пенсии для северян
Депутат Государственной Думы от ХМАО Павел Завальный предложил скорректировать условия выхода на пенсию для жителей северных регионов. Несправедливость начислений народный избранник испытал на себе.
Как он писал в соцсетях, он получает пенсию в размере всего 24 тысячи рублей. При этом Завальный 27 лет проработал на Севере, в том числе в Заполярье, и 15 лет был директором крупнейшего газотранспортного предприятия в мире. У простых рабочих пенсия еще меньше. О том, сколько на самом деле должны получать жители северных регионов, депутат рассказал журналисту URA.RU.
— На днях вы написали пост, в котором раскрыли размер своей пенсии. Вы разобрались, почему так мало?
— Конечно, я разобрался в этой ситуации. Оказалось, что повышающий коэффициент за работу на Севере составляет всего 1,5 к так называемому фиксированному базовому размеру пенсии. При этом коэффициент 1,5 применяется лишь тогда, когда вы проработали на Крайнем Севере не менее 15 лет или в приравненных к нему местностях — не менее 20, и при выработке страхового стажа 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно. Если же ты проработал на Севере дольше — это не учитывается совсем. И то, что ты платил взносы в пенсионный фонд с зарплаты с повышающим коэффициентом 2.2 — тоже не учитывается.
На мой взгляд, это несправедливо. И если для меня такая несправедливость в материальном плане не критична, я достаточно обеспеченный человек, то для большинства людей, всю жизнь отдавших Северу, это существенные суммы, недополучение которых негативно сказывается на уровне жизни человека. Для меня очевидно, что действующая сегодня система нуждается в серьезной корректировке.
— Наверное, этой ситуацией возмущены не только Вы, но и все жители Крайнего Севера?
— Да, эту тему поднимают практически на каждой встрече, которые я провожу в округе. Звучала она и на конференции представителей работодателей, профсоюзов нефтегазовой отрасли и органов власти, которая прошла 30 августа в Ханты-Мансийске. Там развернулась острая дискуссия о том, как сделать систему начисления пенсий для северян более справедливой.
— Почему вы делаете акцент именно на жителях северных регионов?
— Потому что я сам — северянин, я приехал сюда в 1984 году, сразу после института. Вклад северян в развитие экономики страны огромен. Территория районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составляет около 70% всей территории России. А живет здесь всего чуть более 6,5% населения. И эти 10 миллионов человек добывают для родины 76% нефти, 94,5% газа, обеспечивают более 30% доходов федерального бюджета и 50% товарного экспорта. При этом люди работают в суровых, отбирающих здоровье условиях.
Все мы, кто живет на Севере (а я отдал ему около 30 лет жизни), знают о том, как влияет на наше самочувствие холод, нехватка солнца, кислорода, качество воды, как иногда непросто трудиться в таких условиях. Соответственно, такой труд должен достойно оплачиваться, сопровождаться социальным пакетом, перспективой хорошего пенсионного обеспечения. Только так можно привлечь и удержать людей в наших суровых краях. Так и было в советские годы, когда я, как и многие из моих избирателей, приехали на Север.
— Просто многие уверены, что у жителей северных регионов и так зарплаты и пенсии выше, чем в среднем по стране…
— Формально — да, существуют северные и полярные коэффициенты и к заработной плате, и к пенсии. Но достаточны ли они, справедливы ли? Как я уже сказал, я внимательно проанализировал ситуацию, и вынужден констатировать, что нет. Если в 2000 году соотношение заработной платы в Югре и в среднем по России составляло 3,8, то сегодня — 1,55. Сегодня зачастую «на земле» платят больше, чем на Севере с учетом надбавок. Поэтому дети северян уезжают учиться и не возвращаются. Поэтому молодые работники, у кого есть силы и желание рискнуть, сделать карьеру, едут не на Север, а с Севера. Отток населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составил в среднем 10% за последние 20 лет.
У нас, в Югре и на Ямале, ситуация лучше, потому что здесь очень высокий уровень социального развития, хорошие больницы, школы. Но этого недостаточно. Привлекает людей зарплата, это потом удерживает уже социальный пакет. Очевидно, что при явно выраженной отрицательной миграции нужно создавать условия для привлечения людей для работы на Севере, в этих непростых условиях. Именно поэтому назрела необходимость как минимум назначать северные и полярные надбавки с первого дня работы человека в регионе. Особенно это актуально для бюджетной сферы.
Но вопрос уровня зарплаты, северных и полярных надбавок к зарплате все-таки можно решить в рамках договоренностей работника и работодателя, во всяком случае, в коммерческой сфере. Вопрос пенсий же зависит только от решений государства, и он стоит очень остро. Особенно сейчас, когда тема пенсионной реформы, оставившая у людей ощущение несправедливости, стала разменной монетой в политической кампании.
— Как вы относитесь к последней пенсионной реформе?
— Принятие трудных, непопулярных решений по пенсионному возрасту на государственном уровне, призвано сбалансировать пенсионную систему, в которой те, кто работает сейчас, платят за тех, кто уже на пенсии. С учетом значительного роста продолжительности жизни (что очень хорошо), количество первых и вторых стремительно сближаются. Сегодня 55 млн официально работающих содержат 45 млн пенсионеров, и скоро эти величины могут сравняться. При этом многие люди пенсионного возраста хотят работать, у них достаточно сил и здоровья. С учетом всех этих факторов, а также целевого показателя достижения средней продолжительности жизни в стране (78 лет к 2030 году) и было принято решение об увеличении пенсионного возраста на 5 лет к 2028 году.
При этом было принято решение и соответственно Думой ратифицированы положения МОТ (Международной организации труда) о достижения к 2025 году средней пенсии неработающих пенсионеров на уровне 40% от средней зарплаты по стране. Сейчас это 30%, а в Югре — 28%.
— Специфика северных регионов, по вашему мнению, в достаточной степени была учтена в рамках прошедшей пенсионной реформы?
— Ситуация с продолжительностью жизни и состоянием здоровья северян отличается от общероссийской. До целевого показателя продолжительности жизни в 78 лет северянам, особенно мужчинам, еще очень далеко, так как они, кроме всего прочего, в нашей стране и мире, живут на 10-12 лет меньше женщин. И работать по достижении пенсионного возраста здесь готовы гораздо меньше людей, не более 30% — здоровья просто не хватает.
Учтено ли это в системе начисления пенсий? Формально — да. Пенсионный возраст для северян меньше на 5 лет, чем «на материке», то есть этот лаг сохранен. Кроме того, существует коэффициент, повышающий наши пенсии. Но как справедливо он учитывает то, как и сколько человек работал на Севере? Категорически нет, и я уже объяснил, почему.
— Как, на ваш взгляд, должна выглядеть справедливая система начисления пенсий для северян?
— Она должна учитывать и повышающие коэффициенты, и механизм начислений, обязательно должна быть дифференциация в зависимости от стажа. Стаж должен учитываться в полном объеме, все же разница между 15 и 30 годами работы на Севере — очень существенная, именно с точки зрения здоровья. Не менее важно дополнить эти механизмы правом досрочного ухода на пенсию, более индивидуальным подходом, с более четким учетом показателей здоровья, профзаболеваний, специфики работы конкретного человека на Севере, условий этой работы.
— У вас уже есть окончательно сформулированная программа по корректировке пенсионной системы?
— Сейчас мы ее как раз формируем. Мы обсуждали эту тему в рамках конференции работодателей и профсоюзов нефтегазовой отрасли, в которой принимали участие члены рабочей группы ФНПР по проблемам северных территорий. В конце ноября состоится генеральный совет ФНПР, на котором также будет рассматриваться этот вопрос. Нам очень важно сформировать консолидированную позицию и озвучить ее на всю страну.
Заказчик: кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 222 «Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — Ханты-Мансийский одномандатный избирательный округ» Павел Николаевич Завальный.
Изготовлено: ООО «Сибирско-Уральская медиакомпания»; Юридический адрес: 620000, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 5, помещение № 317; ИНН 6671449451. Тираж _1_ экз. Дата изготовления: 07.09.2021 г
Оплачено из средств Избирательного фонда кандидата в депутаты от политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в «Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу №222 «Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — Ханты-Мансийский одномандатный избирательный округ» Павла Николаевича Завального.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Хотите быть в курсе всех главных новостей ХМАО? Подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки»!