Важный проект свердловских властей меняет стратегию, чтобы выжить
МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» уже два года несет убытки из-за коронавируса. Крупнейшие мероприятия перенесены, а «Иннопром» стал единственным соразмерным событием. Однако уже на 1 декабря запланирован отмененный юбилей выставочного центра, а его дирекция через год намерена выйти на обороты 2019-го допандемийного года. Как в этом поможет МТС, на кого сделаны ставки и кого никогда не пустят на главную имиджевую площадку — рассказал URA.RU гендиректор «ЭКСПО» Игорь Данилов.
До пандемии вы говорили, что приоритетом для «ЭКСПО» в будущем будут мероприятия, которые без площадки такого размера не состоятся в Екатеринбурге. С учетом ситуации в последние два года изменилась ли стратегия комплекса?
Основная задача сейчас — это разная форматность мероприятий — от выставок до спортивных и корпоративных мероприятий. Вплоть до частных торжеств. Все это приносит деньги, и в пандемию мы обращаем внимание и на такие небольшие заказы.
Но серьезный профиль для нас и то, в чем мы видим большую перспективу, — это международные ротируемые мероприятия: конференции, съезды, симпозиумы различных ассоциаций. От понятных кардиологов до каких-то совершенно экзотических, к примеру, любителей Луны. По сути, каждое такое мероприятие — это мини-олимпиада, на которую мы заявляемся. Сейчас в работе у нас порядка 15 международных заявок — на реализацию проектов в 2022—2024 годах. Подготовка каждого такого мероприятия — два-три года. В частности, в следующем году будет крупнейшее в мире спорта событие — это «Спорт-Аккорд». Оно должно было быть в этом году, но его из-за пандемии перенесли.
Без иллюзий понимаем, что крупными мероприятиями мы можем прирастать по одному в год, два — в лучшем случае. Проблема сейчас и в том, что крупные мероприятия стали меньше: в деньгах и объемах площадей.
Летом этого года в Свердловской области развлекательные мероприятия чаще деловых отменялись и переносились. В чем, на ваш взгляд, различия между ними?
Деловые мероприятия более регулируемые. На том же «Иннопроме» было требование Роспотребнадзора, чтобы и посетители, и сотрудники обязательно сдавали ПЦР-тесты. На деловом мероприятии, допустим, посетители себе это могут позволить. На развлекательных мероприятиях это нереально — заставить человека купить билет, потом еще за 2 тысячи рублей ПЦР-тест сдать. Кроме того, на деловом мероприятии мы можем развести потоки людей в течение дня. На концерте все приходят в одно время.
Есть ли вариант будущего, в котором вы станете КОСК «Россия» с выставками кошек по воскресеньям, уйдет вот это чувство праздника? Когда-то комплекс собирал в Екатеринбурге крупные спортивные мероприятия и выставки. Теперь там работают спортивные секции и проходят события вроде ярмарки «Дары Камчатки».
У нас выставок кошек нет, но мы работаем над этим. Есть много маленьких выставок собак. И они, кстати, приносят нам небольшие деньги. От них и проблем никаких нет. А если серьезно, для нас важны постоянные мероприятия, советующие статусу площадки, и мы работаем над их привлечением.
В этом году вы подписали контракт с МТС. Что запланировано?
Сейчас мы находимся в активной стадии работ по обновлению как внутреннего пространства, так и внешнего оформления здания. Определяемся, концерт какого артиста станет «открытием» площадки. В ближайшее время жители города увидят обновленный зал под именем «МТС Live Холл», что произойдет до конца года. Но уже сейчас, покупая билеты на будущие концерты, вы можете видеть, что площадка для их проведения называется «МТС Live Холл».
Также активно ведется работа со всеми топовыми артистами, концерты которых будут рады посетить жители города. Например, «Би-2», Филипп Киркоров, Niletto, Крис Норман, Стас Михайлов.
Есть проблемы с организацией концертов?
Даже с учетом нынешних ограничений в наш концертный зал помещается около 3 тысяч человек. Но есть две вещи, которые уменьшают количество концертов, — запрет танцпола и ситуации, когда слетает тур. В 90% случаев у топовых артистов — туры. В один город, как правило, они не ездят. А туры слетают. Есть артисты, которые уже пятый или шестой раз у нас переносятся.
Почему именно МТС стал партнером, а не «Мотив» с Урала? Думаете, после него захочет ли кто-то потом стать вторым?
Мы много с кем вели переговоры, «Мотиву» не предлагали. В моем понимании, всего пять компаний в России есть, с кем можно об этом говорить.
Почему МТС? У компании есть экспертиза в рынке развлечений. МТС развивает онлайн-сервис для покупки билетов «МТС Live» и отдельное направление по работе с артистами, театрами, площадками «МТС Энтертейнмент». Экспертиза МТС и те возможности, которые компания может привнести, позволят нам развивать инфраструктуру энтертейнмента в регионе, сделать его более привлекательным для артистов и туристов. Мы сразу нашли общий язык с командой и поняли, что это будет крайне эффективное партнерство. МТС является одним из самых узнаваемых брендов России, его присутствие дает преимущества в восприятии и продвижении площадки, он сможет подчеркнуть и повысить ее статус, повысить лояльность.
Если говорить о направлении мобильных операторов, то, конечно, здесь таким уже места нет. Если говорить о других сферах, то по такому принципу мы вполне можем найти еще партнеров.
Собственные развлекательные мероприятия «ЭКСПО» будут?
В 2020 году у нас был юбилей — 10 лет. Из-за пандемии его не отметили. В этом году 1 декабря все-таки отпразднуем. Будет специальный гость — итальянский певец Марио Бионди. Это аналогично тому, как мы делали открытие конгресс-центра в августе 2019 года с Анной Нетребко. Мы решили эту традицию продолжить и раз-два в год привозить интересных артистов, которых никогда не было в городе Екатеринбурге. В этом году точно офлайн будет «ЭкспоЕлка». Тематика будет посвящена путешествиям.
После Универсиады-2023 около «ЭКСПО» появится общежитие УрФУ. Какие риски видите от такого соседства?
Мы видим только плюсы. Думаю, студенты даже будут приходить к нам на какие-то мероприятия, потому что близко. Они также, может быть, наши потенциальные сотрудники. На крупных мероприятиях нам требуется и неквалифицированная рабочая сила, волонтеры. Это же и развитие района. Я просто убежден, что какой-то вид общественного транспорта сюда будет проведен.
К слову, о логистике: в 2018 году планировалось построить Андреевский мост, который бы соединили «Сима-ленд» и «ЭКСПО». Что-то известно о ходе проекта?
Это вопрос все-таки больше к Андрею Моисеевичу (Симановскому) — в первую очередь это его проект. Насколько мне известно, этот вопрос пока на паузе. Не знаю, по каким причинам. Может, по финансовым или приоритеты поменялись. Может, есть какие-то сложности в оформлении. Во всяком случае, раньше реально было так. Потому что нужно было с землей вопросы решить. Это все-таки федеральная трасса.
В 2019 году вы говорили, что главный показатель выполнения вашего KPI — это выручка. Последние два года выручка — небольшая, вы в минусе по чистой прибыли. В условиях пандемии ваш KPI не поменялся? Какие планы есть на 2021—2023 годы?
KPI по выручке никуда не делся. Это самый понятный показатель. Он говорит об объеме мероприятий. И сейчас пока занято 30% от года — около 100 событий.
Да, выручка действительно уменьшилась (в 2019 году — 688 млн рублей, 2020 году — 164 млн рублей, план на 2021 год — 372 млн рублей). Площади «ЭКСПО» — это многомиллионный налог на имущество. Часть денег, которые пошли на строительство конгресс-центра (стоил 10 млрд рублей), — это кредитные деньги. Была также дорогостоящая закупка — техническое обслуживание: в месяц — около 3 млн рублей. А мы отторговывали на пять лет. Кроме того, в 2019 году мы не планировали пандемию, поэтому много вкладывали. Например, поменяли фудкорты и сделали новую навигацию.
Но я бы не смотрел так узко — только на оборот «ЭКСПО». Ведь мы влияем на все сопутствующие отрасли. И вот если оценивать этот эффект, то в обычный, например, 2019 год мы содействовали появлению порядка 4 тысячам рабочих мест и нескольким миллиардам выручки, которые получили компании — организаторы событий и продвигающие эти события рекламные агентства, застройщики стендов и производители выставочного оборудования, такси, а также предприятия общественного питания и отели.
До пандемии у нас была пятилетняя стратегия развития, которую мы защитили в 2019 году. Теперь в планах на 2022 год — выйти на выручку 2019 года. Думаю, в следующем году новую стратегию подготовим, с учетом рисков.
Если говорить об операционной прибыли, то здесь мы себя полностью обеспечиваем. В 2020 году мы ушли в минус. Но в этом году мы это компенсируем. В 2022 году планируем получить плюс. Но чистая прибыль в 2021 году правда все равно ожидается отрицательная.
С конца 2016 года вы руководите «ЭКСПО». Как за это время изменились лично вы и как площадка?
Я в своих ощущениях еще раз убедился, что для меня лично это очень интересное направление деятельности. Что касается бизнеса, «ЭКСПО» сейчас имеет очень большой потенциал к развитию в масштабах России, к проведению международных мероприятий. В стране этим системно и профессионально никто не занимается. Национальное конгресс-бюро было создано всего три года назад.
Есть ли какие-то сценарии, при которых вы уйдете с должности гендиректора? Если вас попросят учредители, например. Не думали ли вернуться в политику?
Политика — это же в первую очередь про публичность. Мне здесь ее хватает. Есть много мероприятий, где я участвую. При этом в «ЭКСПО» для меня есть перспектива развиваться. И что отличает эту работу от политики, здесь сразу видишь реальные результаты своей деятельности.
Я об увольнении не думаю. Если в какой-то момент станет здесь неинтересно, наверное, я приду с таким предложением в Совет директоров, объясню свою позицию. Думаю, никаких проблем не будет. Я уверен, что я точно найду, чем заниматься. И, скорее всего, где-то в этой же сфере, потому что уже есть опыт и какие-то партнерские взаимоотношения.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.