В Кургане вместо дома ребенка сделали COVID-госпиталь
В Кургане закрыли единственный специализированный дом ребенка. Всех малышей отправили по детдомам в районах области. Здание перепрофилируют под ковидный госпиталь. Персонал учреждения заявляет, что нарушены права, как детей, так и сотрудников. Власти объясняют, что решение связано с изменениями на федеральном уровне. URA.RU выяснило, что происходит в учреждении.
Курганский дом ребенка — это специализированное государственное казенное учреждение для малышей от 0 до 4-х лет, в том числе с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики. Одно из старейших лечебно-профилактических учреждений Кургана, организован в феврале 1919 года. Корпус в Заозерном районе города был построен в 1990 году. Оснащен современным оборудованием, работает коллектив — 104 человека, в том числе медики, воспитатели, логопеды, массажисты. Сегодня он фактически перестал существовать.
Малышей развезли по другим детдомам
Сотрудники Курганского дома ребенка, отдавшие работе десятки лет, в трауре. В понедельник, 11 октября, забрали последних воспитанников — пятерых малышей. Женщины не скрывают слез и негодования. За три дня дом ребенка ликвидировали, будто и не было его. Малышей перевезли в Житниковский (Каргапольский район) и Кипельский (Юргамышский район) детдома вместе с вещами, мебелью и оборудованием. «Сегодня „сынок“ мой поехал: Женечка, два годика. Мы его ходить научили, он ложкой кушал, начал говорить „мама“. Когда его забирали, орал очень сильно, потому что кроме нас никого не знает. А за моей спиной женщина из соцзащиты стояла, и спрашивает, что вы так убиваетесь. Я говорю, фашисты так не делали, как вы сейчас. Это называется забота о детях? Мы конкретно работали с инвалидами, мы душу вкладывали в этих детей», — говорит одна из воспитателей дома ребенка.
Женщины с заплаканными глазами прибирают опустевшие помещения, выносят в мусорные баки труды многолетней работы — свои методические разработки реабилитации и обучения тяжело больных детей. У сотрудников дома ребенка на счету десятки малышей, которым врачи прочили жизнь «овоща», а они вопреки диагнозу учили детей ходить, есть ложкой и говорить — и добивались успехов. Выхаживали и обычных младенцев, от которых по какой-то причине отказались родители. Все это оказалось никому не нужным, вздыхают сотрудницы. И конечно, переживают, как теперь будут их детки на новом месте.
«Детей очень жалко! В принимающих детдомах персонал тоже в шоке. Они никогда не работали с малышами. Какие груднички — там ничего не знают о сосках и бутылочках! Не знают, какой режим у наших деток, как они кушают, спят, занимаются. Там дома работают по типу „квартирного проживания“. Представляете, как подселять малышей к деревенским подросткам? Кто будет за ними ухаживать?» — переживают работники дома ребенка.
Еще тяжелее, по их мнению, придется малышам с инвалидностью. «У нас были такие детки, к которым приходилось скорую вызывать. А как будет в деревенском детдоме? За сто километров вызывать скорую, можно и не дождаться. Да и кто будет ими там заниматься? Мы так рассуждаем, у кого из малышей будут приступы, те будут жить в стационаре. И будут они сидеть в кроватях, как в клетках», — говорят сотрудницы.
Коллектив предлагал сделать на базе дома ребенка реабилитационный центр
О предстоящей реорганизации (изменения на федеральном уровне, передача учреждения от облздрава соцзащите) коллективу было известно. По словам работников, почти полгода опека не направляла детей в дом ребенка. Однако сотрудники рассчитывали, что дому ребенка дадут доработать до февраля в том же виде. А за это время предложат новую форму работы учреждения, например, в качестве реабилитационного центра для детей-инвалидов.
«Мы предлагали добавить нам детей хотя бы из Курганского детского дома (корпус в районе Энергетиков в Кургане), который сейчас на ремонте. Предлагали вариант работы дома ребенка по типу „семейного проживания“, к малышам можно было бы добавить их старших сестер и братьев до 7 лет. Опыт такой у нас есть. У нас материальная база очень хорошая, медицинское обслуживание. Можно было здесь сделать хороший центр или детский дом. Зачем развозить детей по деревням? Здесь можно вместить до 50 коек», — рассказывают сотрудники.
В 2000-х годах, кстати, по словам работников, детей было больше ста. И в целом, численность детей не постоянная: сегодня может быть 30 малышей, а к новому году — 60. «Мы думаем, что власти сразу приняли решение о ликвидации учреждения. На малышей им плевать, нужен COVID-госпиталь. Хотя никакого ЧС по ковиду официально не объявлено, можно было бы подобрать другое здание. 50 коек положение области по ковиду не спасут», — говорят работники.
Они не понимают, зачем «портить» здание под ковидный госпиталь, если в дальнейшем есть план по созданию реабилитационного центра для детей-инвалидов. «Мы готовы были бы работать и в новом центре», — отмечают сотрудники.
Сотрудников вынуждают уволиться
11 октября в доме ребенка прошла встреча чиновников с коллективом учреждения. Работники отмечают, что никаких официальных распоряжений и документов по реорганизации им так и не представили. «Приехал целый десант чиновников: человек 15. Из соцзащиты, департамента здравоохранения, биржи труда, и главврач ковидного госпиталя [Владимир Герасимов]. Он, кстати, заявил, что уже в пятницу заезжает в помещение. В остальном нам ясно дали понять, что мы не нужны. Вынуждают либо уволиться, либо перейти на 2/3 оклада — а это копейки. Это была психологическая атака на нас. Никаких распоряжений, на каком основании в здании решили развернуть ковидарий, нам не предоставили», — рассказывают сотрудники.
По мнению собеседницы, половина коллектива поддастся давлению. У многих сотрудников есть кредиты, некоторые в одиночку воспитывают своих детей — остаться без средств к существованию они не могут. Работницам с мед образованием предложили поступить на работу в ковидарий, воспитателям — временно поработать в соцзащите с пожилыми людьми, либо поездить в Введенский детдом за полставки. «Ни о каких выходных пособиях и речи нет. Делают все, чтобы не платить сотрудникам. Кроме того, нас не уведомили об изменении режима труда за 2 месяца, как того требует трудовое законодательство. Это нарушение наших прав», — отмечает сотрудница. Работники намерены дождаться документарного обоснования реорганизации, обратиться за консультацией в Управление труда и занятости населения, а затем в прокуратуру. «Нас поразил цинизм, с которым чиновники сидели на этой встрече, с видом, что мы вас все равно выгнали. А о детях никто не думает!» — заключают работники.
Мнение детского омбудсмена
Зауральцев встревожила новость о закрытии Курганского дома ребенка. Региональный детский омбудсмен Алена Лопатина не разделяет этой тревоги. Об этом она сообщила в соцсетях.
«Каждый ребенок должен жить в семье, а самые маленькие особенно зависимы от родительского тепла. Государство должно обеспечить ребенку это право, даже, если нет возможности проживать в кровной семье, необходимо найти замещающих родителей, предпочтительно из числа родственников. Худший вариант (с позиции жизнеустройства) — проживание в организации для детей — сирот, но и здесь должны быть условия, приближенные к семейным», — разъяснила Алена Лопатина.
По ее словам, сегодня в каждом детском доме дети проживают по принципу семейных групп: разновозрастные детки, не более 8 человек в каждой, братья и сестры проживают вместе. Исключение составляли самые маленькие, в возрасте до 4 лет, которые направлялись, в дом ребенка в отличие от своих старших братьев и сестер.
«Что ждет малышей после закрытия дома ребенка? Для каждого органами опеки и попечительства разработан свой маршрут, максимально отвечающий интересам ребенка: если мама или папа не лишены родительских прав, будет рассмотрен вариант возвращения в родную семью. Для детей, признанных судом оставшимися без попечения родителей, открывается возможность приемной семьи или воссоединения с братьями и сестрами в других детских домах. Одной из причин, почему маленькие дети не устроены в приемные семьи, является наличие сиблингов. Их устраивают в разные семьи только по решению суда, не желая разрывать кровные связи. Мы внимательно проследим качество жизнеустройства каждого из 32 воспитанников дома ребенка», — отметила омбудсмен.
По данным уполномоченного по правам ребенка, в каждой организации для детей — сирот есть медицинские работники, воспитатели, способные в полной мере заботиться о малышах, их кроватки, привычные игрушки будут перевезены вместе с детьми.
Власти гарантируют соблюдение прав детей
Ранее URA.RU писало, что в Кургане закрывают дом ребенка, чтобы лечить больных COVID. В пресс-службе правительства Курганской области сообщили, что вопрос о реорганизации Дома ребенка только обсуждается. «Основание — изменения на федеральном уровне: было принято решение, что все учреждения, где временно или постоянно живут дети до 18 лет, должны быть в ведении одного органа. В Кургане один дом ребенка сейчас курирует депздрав. А вот детские дома, где живут дети до 18 лет, подведомственны главному управлению соцзащиты региона», — пояснили в правительстве области. В случае реорганизации здание будет использовано для нужд социальной сферы. «Не исключено расположение там ковидного госпиталя. В дальнейшем это может быть учреждение для реабилитации», — говорится в ответе пресс-службы правительства области.
И.о. директора департамента здравоохранения Елены Островских заверила, что реорганизация не скажется на качестве присмотра за малышами. «Мы понимаем, что любые перемены — это всегда определенный стресс. Система складывалась годами. И, конечно, мы понимаем волнение коллектива. Поэтому процесс реорганизации в случае принятия решения пройдет безболезненно как для малышей, так и для сотрудников. В любых переменах ключевое — чтобы дети находились в комфортной обстановке, с необходимым уходом, с присмотром. Все это будет обеспечено в учреждениях соцзащиты», — резюмировала Островских.
По данным депздрава, в доме ребенка в Кургане жили 32 малыша в возрасте до четырех лет. Из них 12 — со статусом «ребенок-сирота». В отношении остальных детей суд определяет их дальнейшее жизнеустройство. Возможно, часть из них вернется в кровные или замещающие семьи.
В августе 2020 года сотрудники ГКУ «Курганский дом ребенка специализированный» пожаловались президенту РФ Владимиру Путину на зарплату. После этого работникам поступили угрозы увольнения.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!