Тюменские ученые рассказали, как работает новый путинский проект
Летом 2021 года в Тюмени запустили первый из семи карбоновых полигонов, которые расположатся в разных городах России. Проект реализован на базе Тюменского государственного университета. Первые результаты ученые получат только через два года. Как рассказал в интервью с URA.RU ректор ТюмГУ Иван Романчук, данные помогут понять, какие изменения происходят в глобальном климате планеты и как на них можно повлиять.
— Что такое карбоновые полигоны?
— Карбоновые полигоны — это специально выделенные участки территории, на которых организован мониторинг выбросов и поглощения климатически активных или парниковых газов, среди которых особое внимание привлекают диоксид углерода и метан.
Министерской (Министерство науки и высшего образования РФ — прим. ред.) программой предусмотрено создание пилотных семи полигонов на территории России, из которых 30 августа был открыт первый — Тюменской области — на базе Биостанции ТюмГУ на озере Кучак.
— Какова цель использования полигонов?
— Полигоны выполняют несколько задач. Они могут быть исследовательскими центрами по изучению возможностей увеличения поглощения углерода естественными экосистемами (биосеквестрации). Не менее важна образовательная функция карбоновых полигонов, начиная от школьников до подготовки кадров высшей квалификации.
Создаваемая сеть карбоновых полигонов в России, в разных природных зонах и типах экосистем, должна позволить ответить на вопрос о роли естественных и искусственных ландшафтов в поглощении углерода (карбона — прим.ред.), тем самым должна быть определена глобальная роль России в накоплении углерода. А значит, и роль России в глобальных климатических процессах.
На полигонах можно выяснить максимально точно реальную ситуацию с поглощением и выбросами парниковых газов на территории России. В настоящее время такой информационной базы для России нет, что может нивелировать, как предполагается, важнейшую роль нашей страны, в противодействии негативным сценариям климатических изменений. Более того, эта роль может быть усилена путем разработки новых био-ориентированных технологий.
— Сколько времени нужно для открытия таких полигонов?
— Это сложная задача. Для нашего университета она была достижимой, поскольку мы не создаем полигон с нуля. С 1994 года существует биостанция на озере Кучак, на которой регулярно проводятся научные исследования и проходят образовательные программы. У нас были накоплены мощные компетенции по ключевым направлениям работы карбоновых полигонов: физике атмосферы, экофизиологии растений, биогеохимии почв, использованию дистанционных методов контроля окружающей среды и другие.
Кроме того, было в наличии современное оборудования для мониторинга. В частности, целая линейка газоанализаторов. Тем не менее, даже для нас, несмотря на опыт, открытие полигона — это далеко не тривиальная задача. Мы планируем опираться на сеть партнеров, как в России, так и за рубежом. При этом мы уже сами стали центром повышения квалификации специалистов, готовы делиться нашими знаниями и опытом.
— Когда работа полигона принесет первые результаты?
— Программа пилотных карбоновых полигонов рассчитана на 2 года. Соответственно, первые результаты должны быть получены по окончании этого периода. Понимание есть, собственно говоря, исследования уже начались. Это и биогеохимические процессы, и фотосинтез, и атмосферные наблюдения. Очень широкий спектр. Мультизадачность. Применение современных технологий, в том числе на базе искусственного интеллекта.
— Почему именно ТюмГУ выбрали базой для открытия проекта?
— В ТюмГУ был выполнен целый ряд крупных, знаковых проектов по исследованию текущего состояния и способности экосистем к поглощению углерода, а также были сделаны прогнозные сценарии воздействия климатических изменений как для территории Западной Сибири в целом, так и, в особенности, для южной, сельскохозяйственной части Тюменской области с целью возможной адаптации или активному приспособлению к серьезным сдвижкам климата, несущим новые вызовы для землепользования на нашей обширной территории.
На первом месте — проект SASCHA, выполненный консорциумом университетов Германии во главе с Мюнстерским университетом. В консорциум в качестве ключевого российского партнера входил Тюменский университет. Кроме того, был выполнен и продолжается целый спектр инициатив по изучению Арктических территорий, где процессы климатических изменений, растепления многолетнемерзлых грунтов — реальная и очень серьезная проблема.
Из последних проектов необходимо особенно выделить создание новых лабораторий и центров в ТюмГУ по программам мегагрантов, как федеральных, так и правительства Тюменской области. Это реализуется в рамках деятельности ЗапСибНОЦ. Проекты CARBORUS и TERRARCTC под руководством известного агропочвоведа Якова Кузякова, цель которых — выяснить запасы углерода в почвах России и отдельно арктических тундр на примере ЯНАО, а также роль микроорганизмов в биогеохимических процессах.
— Планируется ли осуществление дополнительных проектов в рамках полигона?
— Да, мы разворачиваем целый ряд новых исследовательских программ на карбоновом полигоне, привлекая новых исследователей и расширяя спектр научных и технологических задач.
Несмотря на существенный задел, скорее всего, ни в одном университете России нет сейчас настолько полной линейки современного исследовательского оборудования под задачи карбонового полигона. Поэтому задача увеличения приборной базы, создания комфортных условий на полигоне для исследований чрезвычайна важна.
— Какова роль студентов и партнеров в жизни полигона?
— Мы активно рекрутируем студентов, начиная с 1 курса бакалавриата в исследовательские команды, работающие на карбоновом полигоне. Это не только биологи и географы, но и физики, и ребята, выбравшие специальности в области информационных технологий. Сами задачи крайне многомерны, требует мультидисциплинарных подходов.
С рядом вузов — ВШЭ, Новосибирским университетом — мы работаем по разработке новых образовательных продуктов: магистерских программ и программ повышения квалификации по «карбоновой» тематике.
Ключевым индустриальным партнером для нас является компания СИБУР. К сотрудничеству проявляют интерес и другие организации, как промышленные компании, так и инвестиционные фонды.
— В рамках этого исследования будете ли вы сотрудничать с учеными из других стран?
— Изначально проект полигона ТюмГУ без международного участия не был бы настолько цельным. В рамках этого исследования мы продолжим многолетние связи с университетами Германии, Норвегии, США и Финляндии. Это не только потенциал, но и залог качества и мировой востребованности тех данных, которые будут получены на карбоновом полигоне.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Тюмени? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Темы Тюмени», чтобы узнавать все новости первыми!