Почему кодирование не спасает от алкоголизма
Кодирование помогает побороть алкогольную зависимость лишь на какой-то период. Чтобы полностью избавиться от болезненной тяги, необходима полная «перезагрузка» мышления с участием психиатра. При этом «перезагрузиться» следует не только пациенту, но и его родственникам — только так можно достичь успеха. Как рассказали URA.RU сотрудники наркологической клиники «Свобода», при таком комплексном подходе к лечению трезвый образ жизни сохраняют более 70% зависимых.
Кодирование — не панацея
«Часто в борьбе, например, с алкоголизмом люди прибегают к такому инструменту как кодирование. Это блокирование на химическом уровне рецепторов, которые ферментируют этанол в организме. Но это не полноценное лечение зависимости. Тут нет работы над психологической ломкой пациента», — заявила психиатр-нарколог клиники «Свобода» Юлия Тхай.
По ее словам, после кодирования человек действительно может прожить в трезвости долгое время. Ремиссия может продлиться даже несколько лет. Но после снятия кодировки больной все равно вернется к запоям и систематическому употреблению спиртного. Так как с ним никто не проработал внутренние проблемы, спровоцировавшие появление зависимости.
«Лекарство в организм вводится, но такое понятие, как тяга, сохраняется в психике. Она у человека остается, жить с ней он не умеет и постоянно хочет употребить, ища обходные пути. Из-за этого копится напряжение и происходит срыв. Если до этого доходит, то обострение зависимости проявляется гораздо сильнее, чем было до этого. Это происходит не в 100% случаев, но эта возможность всегда присутствует», — пояснил психолог и нарколог клиники «Свобода» Николай Тепляков.
Он отметил, что кодирование может сработать только при курсовом лечении, когда пациента готовят к кодированию и учат его получать удовольствие от трезвой жизни. Организм по сути заново учится вырабатывать гормоны, регулирующие состояние психики, без допинга в виде алкоголя. А кодировка выступает в качестве «надсмотрщика» за процессом восстановления.
Юлия Тхай отметила, что в медицине существует кодирование от наркотиков. Но оно действует только на опиодные вещества и бесполезно в других случаях.
Реабилитация для родственников
Эксперт также добавила, что наркологи работают психологически не только с зависимыми людьми, но и их родственниками. Таких людей врачи называют созависимыми, так как их жизнь зачастую почти целиком подчинена проблеме близкого человека. Они страдают от чужой зависимости не меньше, чем сам пациент.
«Им уделяется особое внимание, чтобы в дальнейшем у больного была полноценная семейная жизнь. Чтобы со стороны родственников не было постоянных упреков и поступала поддержка. Это крайне важно для успешного лечения. Поэтому они тоже должны быть психологически здоровы. С ними обязательно работает психолог», — сказала Тхай.
В категорию созависимых медики включают все окружение пациента: родителей, детей, мужа или жену, братьев или сестер. Всех близких, которые связаны с ним.
«Родные для зависимого выступают подушкой безопасности. Они всегда его спасают, ему всегда есть куда вернуться, они всегда ему дадут деньги. Они не употребляют, но способствуют употреблению. Человек не может добраться до своего дна. Его всегда обогреют, отмоют, восстановят и он проложит свой порочный путь. Грубо говоря больной видит, что всегда есть кто-то, кто ему поможет. И поэтому продолжает употреблять», — изложил Тепляков.
С родственниками пациента врачи прорабатывают поведение, объясняя, как правильно себя вести. Им рассказывают, что можно делать, чего нельзя, как мотивировать близкого человека на дальнейшее развитие уже после прохождения реабилитации.
Кроме того, психологи учат родственников жить своей жизнью, не зацикливаясь на проблеме члена семьи. Так они создают здоровые семейные связи, ограждающие пациента от дальнейшего прогрессирования болезни.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!