Новый учебный год учителя начнут с меньшей нагрузкой

Педагогов российских садиков и школ избавили от лишней бюрократии. Количество бумажек, которые приходится заполнять учителям, сократилось, поводов для взысканий стало меньше. Премьер-министр Михаил Мишустин на встрече с главой Рособрнадзора Анзором Музаевым это оценил. Но, как рассказали URA.RU эксперты, надзорному ведомству еще есть куда стремиться. Если бумажной волокиты стало меньше, то вот работа на полторы ставки в классах по 35-40 человек, становится настоящим испытанием.
Чрезмерная бюрократия в работе учителей стала одной из главных тем разговора Мишустина с Музаевым. «Это безобразие, когда учителя тратили больше времени на заполнение разных формуляров, чем на само преподавание», — возмутился премьер.

Глава Рособрнадзора посетовал, что задача максимально освободить учителей от бумажной волокиты оказалась самой сложной и ответственной. На ее решение уже ушло два года. «С 1 марта педагоги всех уровней образования, от воспитателей детских садов до преподавателей вузов, впервые получили исчерпывающий перечень документов для заполнения. От двух у воспитателя и до шести документов у педагогов высшего образования. Значительное сокращение налицо», — сообщил Музаев.
Мишустина такой ответ не устроил. Он попросил уточнить, на сколько — в процентах — сократилась бюрократическая нагрузка на педагогов. «Если говорить по всем уровням образования, количество документов, которые они обязаны заполнять, сократилось в 25 раз», — сказал Музаев.
Ответ впечатлил Мишустина. «Ого, в 25 раз!», — воскликнул он.

К решению проблемы бюрократической загруженности педагогов чиновники Рособрнадзора подключили искусственный интеллект. Глава ведомства рассказал, что создана система обратной связи с педагогами всех уровней — чат-бот. «[Через чат-бот получили] шесть тысяч обращений. Основные вопросы носят консультативный характер: учителя, преподаватели спрашивают, должны они это делать или нет. Есть и вопросы, касающиеся нарушения их прав», — рассказал Музаев.
За эти два года изменилась и сама модель контрольно-надзорной деятельности Рособрнадзора. «Вся работа ведомства направлена не на то, чтобы кого-то наказать, а на то, чтобы показать те моменты, над которыми образовательной организации надо поработать», — отметил Музаев.

Премьер-министр одобрил такой подход. «Это, конечно, взаимосвязанные вопросы: как снижение административно-бюрократической нагрузки, так и профилактическое воздействие на организацию, когда вы в первую очередь даете риск-анализ того, что происходит, и возможность исправиться», — резюмировал Мишустин.
Нагрузку на педагогов действительно удалось существенно снизить, подтвердила URA.RU директор Института образования Ирина Абанкина. «Например, учителям разрешили заполнять различные электронные документы без дублирования на бумагу. Прежде всего, это касается классных журналов, расписаний занятий и дневников», — сообщила Абанкина.
Кроме того, вместо дополнительных очных встреч с родителями учеников, учителям разрешено использовать мессенджеры. Это позволяет дистанционно решать необходимые вопросы.

Наконец, школьных учителей избавили от лишних запросов со стороны государственных органов. «Раньше вся образовательная вертикаль — от министерства до региональных и муниципальных структур — обращалась в учебные заведения с различными запросами, которые касались, например, достижений учеников. Порой их было столько, что учителям и другим сотрудникам школы приходилось тратить на это много дополнительного времени. Сейчас этого нет. Представители ведомств могут брать информацию, размещенную на школьном сайте», — сказала Абанкина.
Сегодня главной проблемой являются переработки, объяснила эксперт. Так, норма для учителей составляет 18 часов в неделю на ставку. Однако сейчас ее средний показатель составляет 1,47 — это почти 27 часов в неделю, что довольно много, считает Абанкина. «И это только аудиторная нагрузка, то есть часы, за которые платят. А есть еще и воспитательная работа. Это дополнительная, сопряженная с различными отчетностями нагрузка, которую не оплачивают так же, как аудиторные часы, только если есть классное руководство, — отметила Абанкина. —
Кроме того, одно дело работать при ставке 1,47 в классе, где 25 учеников, а другое — в классе, где 35-40 человек».

Сопредседатель движения «Образование для всех» Сергей Комков также говорит, что педагогов избавили от излишних запросов со стороны ведомств. Но осталось много других нерешенных проблем. Некоторые из них усилила цифровизация процесса — Комков против перевода общения в чат. «Вместо того чтобы провести личную беседу с родителями учеников, учителям до ночи придется сидеть в чате мессенджера, — посетовал Комков. — В СССР было триединство семьи, школы и государства, которое предполагало совместное участие всех сторон в воспитании подрастающего поколения. Сейчас все иначе».
Решая вопрос снижения нагрузки на педагогов, власти не забывают и про дошкольное образование, ведь бюрократической работы у воспитателей не меньше, чем у школьных учителей. По словам президента российского комитета Всемирной организации по дошкольному воспитанию Ларисы Шевченко, с марта 2025 года воспитателям уже нельзя поручать подготовку документов, не включенных в перечень Минпросвещения РФ.
«Более того, достаточно документов перевели в цифровой формат, что позволило сотрудникам детских садов освободить свое время для работы с малышами. Однако здесь есть куда стремиться. Можно подключить больше ИТ-технологий для подготовки, например, учебных материалов детям», — рассказала Шевченко.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий. Подписаться на URA.RU.
