«Господи, сейчас заболеешь, и тут же скажут, что тебе платит Козицын или Чернецкий…»
В свердловской политике официально образована оппозиция: в понедельник 9 депутатов областной Думы провели совместную пресс-конференцию, на которой было подписано соглашение о совместной борьбе с влиянием «Единой России», правительства и губернатора Росселя. Однако корреспондент «URA.Ru» не увидел среди коллег желаемого единства. О том, какие бытовые трудности появились у «Единой России», зачем депутатам сделают прививки от гриппа, почему оппозиция никак не может найти спонсора и где укрылся интерес мэрии Екатеринбурга, – в материале «URA.Ru».
В конце минувшей недели представители думской оппозиции распространили многообещающий анонс: в понедельник, 20 ноября, в пресс-центре «Интерфакс – Урал» соберутся 10 депутатов областной Думы и объявят о создании в парламенте объединенной группы народных избранников, не согласных с доминированием в парламенте «Единой России». Естественно, посмотреть на этакое чудо собралось немало журналистов. Ведь если депутатов действительно 10, значит, у них в руках имеется самое мощное оружие против большинства – возможность срывать заседания Думы путем неявки. Угроза срыва кворума, в свою очередь, открывает увлекательные возможности для торга с областными властями. Можно влезать в формирование бюджета, требовать изменения регламента работы Думы, блокировать опасные законопроекты и продвигать свои (проще говоря, в полной мере выполнять депутатские обязанности). Наблюдатели с наиболее живой фантазией говорили даже о грядущем «спикергейте» и вообще предполагали, что в свердловской политике наступает новый период, полный захватывающих и волнующих баталий.
Предполагаемых участников пресс-конференции было так много, что им пришлось отдать несколько журналистских стульев – и потому одному из репортеров не досталось места. Однако минут за пять до начала конференции ее ведущий Дмитрий Шилков с извиняющимся видом убрал со стола табличку с именем депутата от Партии пенсионеров Владимира Конькова и передал освободившийся стул нуждающемуся журналисту. Так все стало на свои места: сотрудник СМИ получил долгожданное место для сидения, а свердловская политика потеряла надежду и на «спикергейт», и на битвы за бюджет, и на серьезную политическую дискуссию.
Сами оппозиционеры в большинстве своем гневно отвергли осторожное предположение, что им так уж нужен десятый участник. Лидер РПП Евгений Артюх, например, уверен, что сделано главное: создан новый субъект политического процесса, который будет выражать интересы большого количества избирателей области и спорить с «Единой Россией» по ключевым вопросам. Принципиальная позиция этого нового субъекта, полагает Артюх, постепенно заставит примкнуть к нему и других депутатов. «Через полтора года нас будет половина в областной Думе, - предположил депутат, но, видимо, решил, что эта цифра звучит недостаточно громко, и поправился,- две трети нас будет через полтора года!».
Позиция у депутатов-оппозиционеров и впрямь симпатичная. Их коробят действительно неприятные факты. Почему Эдуард Россель и правительство области накануне принятия нового бюджета экстренно вносят поправки в старый и распределяют 8 миллиардов рублей среди близких к руководству региона лиц? Почему инвалидам пенсию увеличить на 300 рублей нельзя, а бывшим чиновникам на 600 – можно? Почему в бюджете не найти денег на развитие детского спорта, зато отыскались 25 миллионов на поддержку горнолыжного курорта «Гора Белая»?
Некоторые из единомышленников все же признают необходимость поиска недостающего депутата. Член ЛДПР Владимир Таскаев, к примеру, предложил возложить ответственность за этот процесс на Российскую партию пенсионеров, которая должна убедить члена своей фракции Владимира Конькова присоединиться к рядам оппозиционеров. Теоретически такая возможность действительно существует: если Коньков откажется подчиняться решениям партии и фракции, он может быть исключен из последней и потерять свой депутатский мандат. Однако захочет ли Евгений Артюх отбирать мандат у Конькова, учитывая то, что сам может в любой момент потерять свои «корочки»? Вступив в «Справедливую Россию» после выборов, Евгений Петрович поставил себя вне парламентского закона, и теперь Дума в любой момент может начать рассмотрение вопроса об исключении его из своего состава. Можно предположить, что если Артюх серьезно увлечется проблемой дисциплины своего коллеги Конькова, то его коллеги, в свою очередь, увлекутся обсуждением его, Артюха, будущего.
Не решен и вопрос о лидерстве в новой депутатской группе. Российская партия жизни накануне заявляла, что у коалиции будет 3-4 сопредседателя. На пресс-конференции депутат Александр Бурков заявил, что никаких сопредседателей быть не должно, все решения будут приниматься исключительно коллегиально. А тот же Артюх вновь подчеркнул, что призыв объединяться исходил именно от Партии пенсионеров (и, видимо, она и должна играть «первую скрипку» в объединении). Наверное, чтобы избежать кривотолков, оппозиционеры в понедельник доверили дирижировать пресс-конференцией депутату от забытой всеми Партии возрождения России Андрею Рожкову – по принципу «ни вашим, ни нашим».
Плюс ко всему среди возможных лидеров объединения, РПП и РПЖ, до сих пор нет единства мнений по поводу создания партии «Справедливая Россия». Даже на «парадной» пресс-конференции депутаты умудрились разойтись во мнениях по этому вопросу: Артюх призвал слушать инструкции из Москвы и заключать договор о слиянии с «Родиной», а его коллега Дмитрий Уткин напомнил, что в первую очередь они все – народные избранники, и только во вторую – члены партий. По его мнению, не всегда нужно дотошно следовать указаниям Москвы, и помнить о своих принципах (у РПЖ принцип простой – никакого диалога с лидером «Родины» Евгением Зяблицевым быть не может).
Но самый главный вопрос – кому нужна оппозиция кроме ее самой и ее избирателей (уже, к сожалению, не имеющих никакого отношения к происходящим процессам). Спонсором будущей «Справедливой России» называют УГМК-холдинг, который совершенно не заинтересован в усложнении отношений с правительством области (главный «медник» Андрей Козицын теперь пользуется статусом «нового Демидова» и находится с г-ном Росселем в самых теплых отношениях). Другие крупные бизнесмены также не горят желанием поддержать фронду и вступить в конфликт с правительством региона. Есть еще екатеринбургская мэрия, которой необходимо заблокировать в Думе прохождение ряда законопроектов (например – о центральном управленческом округе), однако этот интерес скорее разовый.
Наблюдатели шутят: по крайней мере, коалиционерам удалось попортить кровь «Единой России» и осложнить ей жизнь. Теперь, к примеру, правительственному большинству в Думе категорически нельзя болеть или уезжать в командировки. Ведь стоит не прийти на заседание хотя бы одному «единороссу», и у оппонентов уже появится возможность сорвать заседание областной Думы. «Придется всем ставить прививки от гриппа и четыре года сидеть в Екатеринбурге безвылазно», - шутит один из депутатов-«единороссов». Шутники продолжают: если у оппозиции нет возможности присоединить к себе коллег из других партий, то можно втихую платить им за больничные. Стоит, например, какому-нибудь коммунисту лечь с простудой, как кворум в Думе опять будет под угрозой. Цена такого больничного может оказаться баснословной.
Но это все шутки – а уже во вторник депутатам-оппозиционерам предстоит проглотить горькую пилюлю и наблюдать, как «Единая Россия», вежливо выслушав их экспрессивные замечания, молча проголосует за все поправки в бюджет на 2006 год. И если кого-нибудь из депутатов не свалит грипп, бронхит или диарея, то мы так и не узнаем, почему «Гора Белая» нам нужна, а массовый детский спорт – нет.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!