На что готов родственник Росселя, чтобы заработать 37 миллионов долларов
Власть коррумпирована, госорганы вмешиваются в деятельность предприятий, в России возможны вооруженные столкновения - под всеми этими заявлениями поставлена подпись племянника супруги губернатора Свердловской области - генерального директора ФГУП «ПО «Уральский оптико-механический завод» Сергея Максина. Что заставило главу крупнейшего оборонного предприятия испугаться ухода Владимира Путина, подписаться под политическими и экономическими рисками в Свердловской области и России в целом и можно ли считать это формальностью - в материале «URA.Ru».
ФГУП «ПО «Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ), готовящееся в ближайшее время разместить облигационный заем в объеме 1 млрд. рублей, оказалось на удивление откровенно с потенциальными инвесторами. В проспекте облигаций предприятия, которое является одним из ведущих в российском оборонно-промышленном комплексе по разработке и производству оптико-электронных приборов военного и гражданского назначения, отражена оценка рисков, которую не всегда встретишь у более независимых частных финансовых компаний, не то что у подотчетной государству структуры. В принципе, выход УОМЗа, являющегося «закрытым» госпредприятием, на рынок внешних заимствований – явление довольно редкое для российского фондового рынка и пока беспрецедентное для эмитентов Среднего Урала. Тем любопытнее информация о том, каким предприятие видит будущее российской экономики и политики, а главное, риски этого будущего. Тем более что формулировки, которые использованы в документе, привычней слышать в заявлениях представителей частного бизнеса, либеральных экономистов или политологов, и крайне редко – от госпредприятий, зависимых от правительственных структур.
Для начала стоит сказать об отраслевых рисках, связанных с работой самого предприятия. Среди прочего указаны наличие больших запасов старых изделий УОМЗа в Белоруссии, Украине, которые они предлагают по демпинговым ценам, недобросовестная конкуренция со стороны российских участников внешнеэкономической деятельности, конкуренция с китайскими компаниями-поставщиками военной техники, в зоне влияния которых находятся Судан, Эфиопия, и с индийскими предприятиями, обладающими лицензией на производство некоторых изделий УОМЗа и предлагающими их по более низким ценам. На внутреннем рынке среди рисков обозначены опять же недобросовестная конкуренция, а также «политическое давление, оказываемое США на некоторые страны».
Описывая политические и экономические риски, эмитент обращает внимание инвесторов на то, что политическая система РФ «находится в состоянии трансформации». «Политический риск увеличивает и тот факт, что срок полномочий нынешнего президента РФ истекает… Путин во время традиционной «горячей линии» заявил, что на третий срок баллотироваться не собирается. Таким образом, нельзя исключить вероятность того, что реформы не будут продолжены, что, в свою очередь, может негативно отразиться на условиях инвестирования». Помимо этого, в документе приводится мнение большинства экспертов об увеличивающемся вмешательстве государства в экономику.
Также одним из факторов политического риска названо «достаточно нестабильное правовое положение правительства РФ». Речь идет о том, что вопрос об отставке премьер-министра находится в единоличной компетенции президента, что «не позволяет исключить риск повторения правительственных кризисов».
«Политический и экономический риски увеличивает и обострение политических отношений с Украиной и Грузией, вылившееся в ряд дискриминационных экономических мер (запрет на импорт мяса из Украины и минеральной воды и вин из Грузии), а также обострение социальной обстановки (депортация некоторых граждан грузинского происхождения из России, конфликт в Кондопоге). Такое развитие событий снижает доверие к власти со стороны представителей различных этнических групп, а также иностранных граждан, имеющих деловые связи с Россией или осуществляющих предпринимательскую деятельность на ее территории. Противостояния на почве различий по этническим или религиозным признакам могут перерасти и в вооруженные столкновения», - отмечено в документе.
В то же время в проспекте указаны и риски, связанные с региональными факторами. По мнению авторов документа, это, в том числе, недостаточная прозрачность бизнеса на Среднем Урале, коррумпированность власти, конфликты между собственниками предприятий. Эмитент считает актуальной на сегодняшний день ситуацию «в области терроризма», полагая, что «сохраняется опасность террористических актов на территории г. Екатеринбурга, в том числе на объектах, принадлежащих эмитенту».
Впрочем, очевидно, почему УОМЗ, говоря о возникновении страховых рисков, не боится упоминать о военных конфликтах (многие эмитенты, выпускающие бонды, наоборот стараются подчеркивать отсутствие такой вероятности). Это связано со специфической деятельностью предприятия – вооруженный конфликт приведет к росту спроса на продукцию завода и, как следствие, к улучшению его экономического состояния. О чем и напоминают инвесторам авторы документа.
Конечно, это не первый случай, когда в проспекте облигаций можно прочесть любопытные оценки развития ситуации. Но чаще в такого рода документах различных эмитентов можно увидеть абсолютно идентичные фразы. Многие эксперты говорят о том, что значительная часть рисков, которые указывают предприятия и структуры, всего лишь формальность, цель которой – лишь соблюсти требования Федеральной службы по финансовым рынкам. Однако с этим не согласен директор по управлению активами ИФК «Уником Партнер» Виталий Калугин, который полагает, что инвесторы серьезно относятся к такого рода документам. «УОМЗ объективно подходит к рискам. Инвесторы это любят и ценят, когда с ними честно разговаривают», - отметил Калугин.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!