О home-video Лапшина, раке Воробьева и бронежилете Вараксина
Он был в бегах два года. Его партнеры, конкуренты и друзья погибли или уехали из страны. Само время изменилось: уже нет могущественных криминальных кланов, контролирующих половину свердловского бизнеса. Но вот во вторник глава группировки «Центр» Александр Вараксин вновь стал публичной персоной, появившись в зале суда на слушаниях по своему уголовному делу. Корреспондент «URA.Ru» стал свидетелем драматичной встречи авторитета Вараксина и банкира Лапшина, оценил чувство юмора лидера «центровых» и понял: история уральского бизнеса затмит любые бандитские сериалы. Все подробности – в нашем репортаже.
Стоянка у здания Октябрьского районного суда набита черными «Мерседесами» и «Лэнд Крузерами»: это бизнесмен Александр Вараксин со своей охраной приехал, чтобы посидеть на скамье подсудимых. Вараксина обвиняют в «подстрекательстве к принуждению к совершению сделки». Формулировка сложная, доказать ее еще сложнее. Наверное, поэтому авторитетный бизнесмен проходит в здание суда уверенной походкой и с улыбкой на лице. Черный костюм скрывает атлетическую фигуру и, кажется, что-то еще. «Смотрите, смотрите, у него под пиджаком бронежилет», - шепчутся журналисты. И впрямь, то ли пиджак плохо скроен, то ли под тканью прячутся кевларовые пластины.
Но по Вараксину не скажешь, что он опасается покушения. В суде бизнесмен чувствует себя по-хозяйски.
- А что такой маленький зал выбрали? – расстраивается предприниматель. – Столько журналистов, а зал такой маленький!
Дело Вараксина рассматривает мировой судья Елена Решетникова – а мировым судьям, как известно, поручают относительно мелкие правонарушения. Например, вчера г-жа Решетникова рассматривала дело об уменьшении размера алиментов между супругами Журжиными, завтра будет разбираться с возмещением ущерба после ДТП, а сегодня вот ей приходится решать судьбу человека, чье имя в 90-е годы вселяло ужас: легендарного лидера «центровых» Александра Вараксина.
Сам он, тем временем, усаживается рядом со своим адвокатом Ахтямом Давлетовым (личность тоже легендарная – нередко защищал предпринимателей, коих молва связывает с криминалом) и заводит праздную беседу. Г-н Давлетов и г-н Вараксин обсуждают строительство забора на даче: предприниматель объясняет адвокату, какой лучше камень использовать, как сделать, чтобы цемент не отсыревал, и где дешевле купить материалы. «Я постепенно прихожу к мысли о том, что забор должен быть прозрачным», - величественно заканчивает свой монолог Александр Иванович, и мы, журналисты, пытаемся уловить в этой фразе какой-то глубокий философский смысл. Но его там нет.
За последние три года (два из них бизнесмен был в бегах) СМИ так соскучились по Вараксину, что снимают и фотографируют его без перерыва. Адвокат Ахтям Давлетов не выдерживает и упрекает фотокора «Коммерсанта»:
- Ну что вы все фотографируете? У вас уже, наверное, пленка кончилась!
- Тут флешка на тысячу снимков. Я просто ищу лучший кадр, - парирует тот.
- Пусть, пусть фотографирует, - смеется Вараксин и тут же замечает, что один из операторов сел в клетку, куда обычно помещают подсудимых, и снимает, сидя на скамье. – А вот оттуда не надо! Не сиди там, не привыкай, парень… Примета плохая.
Еще несколько минут Вараксин и его адвокат обсуждают современные уральские СМИ («Вот достроят телевышку, и будут у нас лучшие журналисты», - выдвигает теорию бизнесмен), затем переходят на популярную нынче тему здоровья Алексея Воробьева («Вы его видели? Худой такой стал! У него рак, говорят. Ну, может, это слухи») и дело «Уралинвестэнерго». Наконец, начинаются слушанья. Вслед за судьей в зале появляется и потерпевший по делу банкир Сергей Лапшин – в отличном темно-синем костюме, блистая фирменной лысиной, он отворачивается от камер и заметно нервничает.
Сам процесс начинается с вала ходатайств. Сторона Вараксина просит отвода суда: судья Решетникова уже признала виновным другого фигуранта дела, Александра Белых, и, как считает адвокат, заранее может быть уверена в вине руководителя «Центра» (в этом ходатайстве отказано). Защитники Лапшина просят удалить из зала прессу: по их мнению, в ходе слушаний будет раскрываться банковская тайна (удовлетворено частично: в зале запрещена видеосъемка). Наконец, защитник Вараксина требует отложить рассмотрение дела, пока областной суд не определится окончательно с тем, можно ли закрывать уголовное преследование по истечении срока давности. В этом ходатайстве отказано, и процесс начинается.
Весь первый день посвящен опросу потерпевшего - Сергея Лапшина. Он встает подле судьи и начинает рассказывать остросюжетную историю, которую хоть сейчас закладывай в основу фильма про бандитов. В общих чертах она известна многим: в 2004 году Александр Вараксин потребовал продать ему по дешевке примерно 20% акций ОАО «Стройпластполимер», а когда Лапшин отказался делать это, начал при помощи лидера ОПС «Уралмаш» Александра Хабарова атаку на «Банк24.Ру», который контролирует Сергей Геннадьевич. Лапшин сдался, продал акции, но потом Хабарова арестовали и он погиб в камере СИЗО №1.
Однако в рассказе Лапшина мелькнули новые интересные подробности:
Реалити-шоу
Почти все свои контакты с Хабаровым и Вараксиным предусмотрительный Лапшин фиксировал с помощью записывающей аппаратуры. Существуют не только записи телефонных разговоров, но и видео встреч банкира с предпринимателями. «Они приобщены к материалам дела, и суд может с ними ознакомиться», - говорит Лапшин.
Дружба Вараксина и Хабарова
Лапшин стал общим врагом, который объединил конкурирующие группировки – «Центр» и «Уралмаш». «Мне передали, что они объединились и приняли решение уничтожить банк, если пакет «Стройпластполимера» не будет мною продан. Я договорился о встрече с Вараксиным, и он сказал мне: если я ему не продам акции, банк будет обанкрочен. Он сказал, что этим занимается Хабаров. Когда мы встречались с ними, они вели себя как друзья – ели вместе, шутили, смеялись».
«Черная метка»
«Сотруднику банка Белых предложили проехать в гостиницу «Евразия». Он вернулся и говорит: там эти двое сидят, Хабаров и Вараксин. Они мне через него передали один журнал. Это наш, местный журнал, там говорилось о сходке возле ресторана «Большой Урал», которую устроил Хабаров. Они имели в виду – смотри, мол, с кем ты связался».
Жадность
«Сначала мне просто предлагали продать пакет, потом продать его дешево, затем отдать бесплатно и еще накинуть сверху два миллиона долларов. В итоге мы договорились продать акции по рублю. 29 тысяч акций за 29 тысяч рублей».
Паника
Когда мой партнер Белых передал свой 20-процентный пакет акций банка Хабарову, я понял: ситуация очень серьезная. Затем я узнал, что помещения офисов банка также проданы другим людям. В СМИ началась кампания, которую координировал пресс-центр ОПС «Уралмаш». Все каналы показывали, как Белых отдает акции банка Хабарову. Моментально начался отток клиентов. Всю первую ночь я не спал, обзванивал крупных вкладчиков. И все до одного они мне говорили: раз Хабаров вошел в уставный капитал, то мы ни копейки в этом банке держать не будем. За несколько дней банк мог бы лопнуть. Тогда я и понял, что надо продавать акции завода».
Место встречи
«Я решил встретиться с Хабаровым. Мне скинули его телефон посредством sms. Со второго раза я дозвонился, мы условились увидеться в ресторане La Ronde в Атриум Палас Отеле. Хабаров очень жестко мне заявил, что его партнер Александр Иванович Вараксин недоволен моими действиями и я должен отдать ему пакет акций. Себе Хабаров просил бонус - $500 000. Когда я спросил, отдать ли эти деньги наличными, он возразил: ты что, я возьму чемодан, а тут сразу ОМОНовцы в окна запрыгнут... И тогда я перевел ему их безналичным расчетом. На второй день мы должны были встречаться в La Ronde уже втроем – я, Хабаров, Вараксин, чтобы довести до конца сделку. Я ехать не хотел, но мне позвонил Хабаров и очень ругался. Я понял, что лучше приехать… Мне сказали тогда, что убить можно любого человека, сколько бы охраны он себе не нанял. Я был в очень подавленном состоянии».
Кто главный
«Вараксин считал, что «Стройпластполимер» - это его завод. Он там вырос, там родился, там все его парни работают. Это его район. Он депутатом там избирался. Для него это было важно. Так что всю операцию скоординировал именно Александр Иванович Вараксин. Это его работа».
На следующих заседаниях суд должен будет изучить показания свидетелей, а затем выслушать и самого обвиняемого. Его адвокат Ахтям Давлетов не торопится давать прогнозы, но намекает: доказать вину Вараксина будет очень сложно. Ведь он, по мнению обвинения, подстрекал Александра Хабарова, чтобы тот принудил Лапшина к сделке.
Но сам Александр Хабаров об этом рассказать уже не может.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!