«Уральская Рублевка»: дачи наших VIP
Откуда у скромного заместителя полпреда 12 миллионов на земельный участок? Зачем депутат Свердловской Облдумы купил целую гору? Как простая служащая прокуратуры смогла построить себе сказочный замок? Какая связь между заместителем Латышева, генералом ФСБ и влиятельным уральским ректором? Вокруг Екатеринбурга разбросаны десятки коттеджных поселков, и каждый из них хранит немало удивительных VIP-тайн. Корреспондент «URA.Ru» побывал в одном из самых популярных дачных мест – Верхней Сысерти, где живет так много известных и состоятельных уральцев. Быт и нравы «уральской Рублевки» - в фоторепортаже нашего агентства.
Должность главного архитектора Сысертского района – хлебная, но очень опасная. За последние несколько лет пересажали нескольких: главный архитектор ведает землеотводами под строительство дач, а желающих получить гектар-другой в Верхней Сысерти – пруд пруди. Так трудно устоять перед соблазном не помочь хорошим людям за небольшое вознаграждение! Вот и срезаются сысертские чиновники один за другим.
Верхняя Сысерть – одно из любимых мест проживания уральского истеблишмента. Когда-то это был обычный рабочий поселок, но уже в поздние советские времена сюда стали наведываться высокопоставленные дачники. А уж в девяностые коттеджи начали появляться десятками, один за другим. Сегодня здесь осталось совсем немного старых деревенских домов, зато настоящих дворцов и замков – не перечесть.
На улицах поселка очень много таджиков и узбеков: строительство здесь ведется бесконечно и рабочие руки всегда нужны. Прорабы давно пересели на «Лэнд Крузеры» и «Мерседесы», и на заработанные деньги уже и сами начали покупать участки. В Верхней Сысерти – бесконечный строительный бум.
Чтобы купить здесь участок и выстроить дом, нужно несколько сотен тысяч долларов. Поэтому лишь в таких поселках можно воочию представить себе уровень доходов некоторых региональных чиновников. Вот, допустим, резиденция руководителя свердловской ГИБДД Юрия Демина. По местным меркам – очень скромный домик, но вместе с участком все равно потянет на приличную сумму.
Жители Верхней Сысерти не могут точно объяснить, какая сила притягивает сюда VIP-дачников. «Тусовочное место, да и все», - объясняют они. Друзья покупают дачи рядом с другими друзьями, сослуживцы строят коттеджи напротив, бизнес-партнеры вместе вечерами пьют шампанское в беседках – за годы Верхняя Сысерть (и десятки аналогичных поселков по всей области) превратилась в закрытый VIP-клуб. В тусовку вливаются не все. Дом того же Демина – почти на отшибе, и статусные соседи не слишком его жалуют: «Не свой пацан». Рассказывают: как-то раз Демин приказал своим подчиненным конфисковать соседские квадроциклы, те мешали ему назойливым шумом. «Ну как с таким человеком дело иметь?» - жалуются жители коттеджей.
География VIP-дач многое могла бы объяснить любителям покопаться в подноготной уральского бизнеса и политики. Ведь, казалось бы, что связывает депутата Госдумы Антона Бакова и, скажем, руководителя Пенсионного фонда РФ Сергея Дубинкина? Первый – вечный раздражитель областных властей, второй – верный член команды Росселя. Но вот дом Бакова – «Вилла Бахус», участок в полгектара, три фонтана, беседка, баня, домик охраны, патио, зеленые лужайки.
А вот резиденция Дубинкина в европейском стиле, совсем неподалеку.
Соседи Баков и Дубинкин подружились семьями, и обоим плевать на то, кто в каком политическом лагере оказался: добрососедские отношения важнее политики.
Хороший и красивый дом – не просто атрибут успешного человека, а родовое гнездо, крепость откуда-то появившихся новых русских помещиков. Денег на дома не жалеют. Вот депутат Облдумы Александр Бурков – имеет землю в Подмосковье, а жить все равно предпочитает в Верхней Сысерти. Бурков купил здесь целую вершину горы и выстроил свою резиденцию в сосновом бору.
Гонорары ландшафтных дизайнеров и архитекторов – сумасшедшие. Но если сэкономишь, можешь стать предметом насмешек со стороны соседей. Вот дом, который строит известный татарский бизнесмен Марс Шарафуллин. Прочие хихикают и называют его «Аэропорт» (из-за странной стеклянной конструкции, напоминающей будку диспетчера). Это, возможно, самый некрасивый дом в поселке – а ведь Шарафуллин строит в Екатеринбурге столь важный для города Демидовский бизнес-центр. Точно ли у этого человека все в порядке со вкусом?
Впрочем, можно и не строить свой дом, а купить уже готовый. Например, этот симпатичный коттедж буквально неделю назад приобрел генерал-лейтенант ФСБ Геннадий Воронов – бывший руководитель свердловских чекистов, затем секретарь регионального Совбеза, а ныне – работник «Уралсевергаза».
Но если состоятельность сотрудника крупной коммерческой структуры не вызывает вопросов, то природа капиталов некоторых VIP-дачников, так скажем, вызывает сомнения. Владелица следующей строящейся резиденции еще недавно была скромным заместителем свердловского прокурора. А сейчас отошла от дел и решила посвятить себя дачной жизни. Контуры ее будущего дома уже можно представить.
А в этом коттедже живет заместитель полпреда президента в УрФО по работе с правоохранительными органами Владимир Крупкин. Дом, действительно, очень скромный. Но участок, на котором он стоит, продавался за 12 миллионов рублей. И, едва купив его, Владимир Леонидович начал там крупные земляные работы: стал рыть на зависть всем соседям внушительный бассейн.
Если бассейна нет, можно стараться построить дом поближе к водохранилищу. Живописный пруд – любимое место отдыха свердловской элиты, на его берегу чуть подальше расположен «Домик охотника и рыболова» - загородная резиденция для отдыха местных вождей. Рядом с водой, на холме, построили свои дачи гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов (дом с зеленой крышей справа) и ректор академии Госслужбы Владимир Лоскутов.
Впрочем, среди всего великолепия есть и дома чиновников, по которым сразу видно: вряд ли этот человек использовал служебное положение для личного обогащения. Бывший вице-премьер правительства Семен Спектор живет в маленьком домике, и без того скромный вид которого испорчен ужасным пристроем. Все в совокупности иначе как халупой и не назовешь. Соседи посмеиваются, а Семен Исаакович, святой человек, никого не слушает, а живет себе тихо и ковыряется в железках (очень уж любит старый друг губернатора притащить на участок какой-нибудь списанный госпитальный «УАЗик», да разобрать зачем-то на части).
Жители VIP-дач хорошо знакомы между собой: ходят в гости на ужины и обеды, дети вместе играют, в одном магазине в очереди за колбасой стоят. Поэтому иногда столь странные политические союзы и бизнес-партнерства имеют простое объяснение: у людей дачи рядом. А это часто поважнее партий, ведомств и кланов.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!