Во что превратили Курганмашзавод новые собственники. Репортаж
Самое крупное предприятие Зауралья, завод-гигант, перешедший в руки к загадочным чебоксарским предпринимателям – Курганмашзавод - последние два года был сплошной загадкой. В неприступную крепость в центре Кургана не пускали никого. Понятно, что на предложение посетить КМЗ и посмотреть, во что превратили легенду промышленности новые собственники, наш корреспондент откликнулся сразу же.
Курганский машиностроительный завод готовится к встрече Дня танкиста, который в этом году будет отмечаться 9 сентября. Именно к этой дате был приурочен день прессы. За последние 2 года – период, который КМЗ работал в составе концерна «Тракторные заводы», - это, пожалуй, первый такой массовый выход нового руководства предприятия к журналистам. Первые лица не только рассказали о текущем состоянии завода и показали весь процесс создания боевой машины десанта – от производства различных деталей корпуса до испытания на полигоне, но и предоставили возможность непосредственно приобщиться к приближающемуся празднику – прокатиться в БМП-3.
По заводским цехам, где выполняется так называемый «спецзаказ», журналистов водил старейший работник завода – Данил Релин. Он пришел на Курганмашзавод в 1954 году и до сих пор трудится здесь в качестве технического консультанта. При его непосредственном участии разрабатывались боевые машины пехоты, а сегодня идет работа над модернизацией боевой машины десанта, производство которой переводится из Волгограда на Курганмаш. Первую БМД-4м (модернизированную) специалисты пообещали представить уже в феврале будущего года.
Для производства броневых корпусов БМП отведено два огромных по площади (по 60 тыс. кв. метров) цеха. «Таких огромных бронекорпусных производств в России больше нет, потому что когда было принято решение их строить, мы производили только БМП, и такие площади оказались необходимы. Тогда мы делали по 250 машин в месяц и снабжали ими весь социалистический лагерь», - сообщил Данил Релин. Сегодня объемы заказов на боевые машины значительно сократились. Специалисты объясняют это, прежде всего, изменением обстановки – армия не нуждается в большом количестве вооружений, в настоящее время ставка делается на боеспособность и маневренность.
Боевые машины пехоты производятся из стали и алюминия. Металлические пластины приходят на завод, в основном, из Магнитогорска, алюминий – из Самары, специальный авиационный. «Алюминий дает преимущество – при тех же свойствах бронестойкости он на 15% легче, следовательно, более маневренный», - пояснил Даниил Рейлин. Боевые машины десанта, к производству которого КМЗ приступит в ближайшее время, также будут производиться из алюминия. Конструкторы предприятия модернизировали БМД-4 под БМП-3. Они также будут изготавливаться из алюминия, что позволит сделать их более легкими. Учитывая, что эти машины предназначены, в том числе, для десантирования с воздуха, масса имеет немалое значение.
Весь процесс подготовки деталей БМП автоматизирован. Вручную производятся уже только сварка и покраска кузова, а также сборка «внутренностей» машины. Причем в одном цехе идет производство составных частей кузова БМП, после чего они переправляются под землей по специальному коридору в соседний корпус, который находится примерно в 15 метрах, и уже там машины собираются.
Курганские БМП сегодня востребованы не только российской армией (ориентировочно, по программе перевооружения, разработанной на период до 2015 года, в армию должно поступить порядка 7000 БМП нового поколения), но и зарубежными. Лучшей среди имеющихся в разных странах мира боевых машин пехоты курганская БМП-3 показала себя в Объединенных Арабских Эмиратах. «За рубежом нет таких БМП. Когда Эмираты стали выбирать машины для своей армии, они взяли БМП из Англии, Германии, Америки, Франции, ну и нашу, конечно, и провели испытания. Наша машина показала себя лучшей по всем показателям: по огневой мощи, по проходимости. Французская БМП «захлебнулась» в песках. На БМП-3 в одном блоке смонтировано три вида оружия, в передней части пять стволов – это море огня. Кроме того, десант может из амбразур стрелять из пулеметов и автоматов. В общем, машина полностью готова к маршам, к стрельбе, к плаву со скоростью 10 км/ч», - рассказал Данил Релин.
Кстати, эмиратские военные, по словам Рейлина, пытались самостоятельно модернизировать машину под командный пункт. Для этого в Эмираты была поставлена машина без боевого отделения. Ничего хорошего из этого, правда, не получилось. И теперь, чтобы как-то изменить БМП, добавить в нее какие-то дополнительные компоненты, арабы прибегают к помощи специалистов Курганмашзавода.
По окончании экскурсии у журналистов появилась возможность познакомиться с руководством предприятия. Первый заместитель генерального директора компании корпоративного управления «Концерн тракторные заводы» Валерий Ярмолович сразу пояснил, что до настоящего времени руководство завода не спешило встречаться со средствами массовой информации. Однако прошло уже 2 года с момента прихода на Курганмашзавод нового собственника, и появились первые результаты. Период молчания закончен.
Общий объем произведенной продукции в 2005 году составил 4 млрд. 83 млн. рублей, в 2006 г. – 4 млрд. 597 млн. рублей, рост составил 112%. В текущем году предприятие готовится произвести продукции на сумму 6 млрд. 132 млн. рублей. Что касается спецтехники, то конкретные цифры – информация закрытая. В процентном соотношении рост объемов производства также существенный. В 2006 году было произведено продукции в 3 раза больше, чем в 2005 году. Рост текущего года по сравнению с предыдущим ожидается на 20%. Сегодня активно идет формирование портфеля заказов на будущий год. Предположительно, он будет больше заказа 2007 года на 40%.
Из Чебоксар на Курганмашзавод переведено производство колесных погрузчиков, из Красноярска в Курган перешли кузнечное и литейное производство, а также производство трансмиссий, мостов для комбайнов. «Это только крупные позиции, которые я озвучиваю и которые значимы. В целом это позволило нам увеличить объемы производства в 1,5 раза», - отметил Валерий Ярмолович.
Валерий Ярмолович разъяснил и ситуацию с кадрами на предприятии. Отметим, что за два года на заводе было сокращено около 3 тысяч человек. «У нас осталось столько же основных рабочих, сколько и было. Меньше стало вспомогательного персонала и управленцев. Это позволяет заводу жить спокойно и получать тот финансовый результат, который позволяет развиваться дальше. Каждая тысяча человек стоит заводу 100 млн. рублей в год. При этом количество управленцев в 2005 году превышало все разумные пределы», - заявил Ярмолович.
По словам Ярмоловича, общая выработка на заводе на одного рабочего составляет 25 тысяч долларов в год, тогда как на успешном зарубежном предприятии этот показатель составляет 200 тысяч долларов. «25 тыс. долларов – это чрезвычайно мало. Мы должны достигнуть уровня в 200 тыс. долларов», - заявил Валерий Ярмолович.
Проблема в том, что на курганском заводе не умеют правильно распоряжаться рабочим временем. Это касается не только работников, но и управленческого звена. Причем это проблема не только КМЗ, но и других предприятий концерна. Чтобы избежать потери времени, будет производиться перестановка оборудования в цехах, закупается современный импортный инструмент. «У нас принципиальная позиция – не сокращать рабочие кадры. По сравнению с 2005 годом их число у нас даже увеличилось на 100 человек. Оптимизация численности будет производиться всегда. Все это делается для того, чтобы сделать наше производство эффективным», - отметил исполнительный директор ОАО «КМЗ» Владимир Еремеев. (Как некоторые сотрудники завода используют свое рабочее время, журналистам удалось увидеть собственными глазами. Когда мы проезжали по территории предприятия, трое из них лежали на газоне в тени деревьев. Увидев наш автобус, один из них лениво приподнялся и проводил нас взглядом).
Руководство предприятия ставит целью полностью перевооружить завод за 10 лет.
В перспективе Курганмашзавод не намерен серьезно отклоняться в сторону гражданской или военной продукции – соотношение составит примерно 50/50. То, что на КМЗ будут производиться и боевые машины десанта, по мнению Валерия Ярмоловича, позволит увеличить объемы производства, создать новые рабочие места, развить новую технологию. Кроме того, в конце года на Курганмашзаводе начнет работать единственный в России новый цех по производству зубчатых шестерен. В него инвестировано порядка 10 млн. евро.
Последний этап знакомства с новым Курганмашзаводом и его самым известным продуктом состоялся на полигоне предприятия. Наготове там уже стояла БМП-3. Для начала журналистам было дозволено зайти, вернее, протиснуться внутрь машины. Многие с любопытством разглядывали внутреннее убранство и то и дело задавали риторический вопрос: где же здесь 11 человек размещается?! Места, действительно, маловато, но для такой машины это не самое главное.
Впрочем, водитель-испытатель Николай Кузьмин, в отличие от журналистов, не ощущает в БМП никаких неудобств. Каждый день он проводит на полигоне. «До недавнего времени мы практически сюда не ездили – занимались только испытанием гражданской продукции, так как оборонного заказа не было. Сегодня все по-другому. Целый день здесь проводим», - отметил Кузьмин.
Наконец подошло время для важной части экскурсии – представлению БМП-3, как говорится, во всей красе. Скорость, мощь, возможность преодолевать различные препятствия, забираться в гору и «прыгать» - это только часть характеристик машины. Журналисты сожалели, что им не удалось посмотреть, как из БМП производится стрельба (программой это не было запланировано) и как машина плавает. Но даже увиденного представителям СМИ вполне хватило, чтобы понять, что перед ними уникальная боевая машина пехоты. Впечатления у восьмерых из них только усилились, когда испытатель Николай Кузьмин прокатил их на БМП: крепкая броня, прекрасное вооружение и блестящие технические характеристики – это как раз то, что и нужно современной Российской армии.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!