О «попках» в Госдуме, взятках в Регистрационной палате и… молочном напитке
В Курган приезжал сенатор Сергей Лисовский. В этот раз визит носил несколько неформальный характер. Встреча с депутатами областной Думы была закрытой, равно как и встреча с губернатором. Никаких пресс-релизов и выходов к прессе. В кулуарах шушукались, что Лисовский приехал просто отдохнуть, поохотиться. Единственным интервью, которое член Совета Федерации от Зауралья дал в этот приезд, стало интервью «URA.Ru».
- Сергей Федорович, какими проектами сегодня занимаетесь в Совете Федерации?
- Сегодня я работаю над тем, чтобы внести поправку в закон о государственной регистрации. Казалось бы, простая поправка – всего два предложения, но эти два предложения кардинально изменят экономику России. Что происходит? У нас все чиновники берут взятки – снизу доверху, поэтому бороться с самой системой можно только как в Китае – они там расстреливают ежегодно по 30 тысяч чиновников. У нас эти меры не пройдут, мы находимся в другом измерении. Мы можем хотя бы по частям обрубать любые возможности брать взятки.
Чем сейчас зарабатывают огромные армии чиновников? Любой бизнес в развитой форме живет на кредитные деньги – своих денег никогда не хватает любому предпринимателю, каким бы богатым он не был. А для того чтобы взять кредит, нужен залог. Чтобы банк принял этот залог, нужно зарегистрировать залоговый объект недвижимости. Это нормальная мировая система.
- Ну, это обычная процедура…
- Да, совершенно верно. Во всем мире процесс регистрации – нормальная процедура, а вот у нас она превращается в доильный аппарат. В законе написано, что регистрация должна быть произведена в течение месяца, или дан отказ в регистрации. Я знаю тысячи случаев нарушений законодательства. То есть: Регистрационная палата ждет ровно 29 дней, а на 30-й день говорит обратившемуся: мол, у вас здесь, например, в адресе вместо точки стоит запятая – ошибка, допущенная в БТИ. Чтобы исправить, нужно вновь идти в БТИ, а это еще недели три. Человек опять сдает документы в Регистрационную палату и снова ждет месяц. Когда приходит за готовыми документами, ему говорят: «У вас здесь одной страницы не хватает». Человек удивляется – вроде бы все сдавал, что положено. Чиновник берет и на глазах вырывает одну страницу из пакета документов. Просто он вымогал взятку. Людям же деваться некуда – им кредит надо брать, а для бизнеса еще и сроки важны. Регистрационная палата может затянуть сроки на полгода, на год. Я думаю, что в наших регистрационных палатах крутятся миллиарды взяток, потому что вынуждают людей платить эти деньги, иначе они не могут зарегистрировать залог.
Особенно тяжело приходится аграриям. Например, перед посевной ему срочно нужен кредит на приобретение семян, ГСМ, удобрений и т.д. Когда ему говорят – через месяц, он понимает, что будет уже поздно, он идет и дает взятку.
- Это понятно. А в чем заключается ваша правка?
- Моя поправка простая – сократить срок регистрации с одного месяца до двух недель. В некоторых регионах эти сроки уже сокращены, и они прекрасно работают. Но когда я предложил внести поправки в федеральный закон, все вокруг зашумели: это невозможно, нужно провести проверки, а вдруг что-то. В общем, такая простая, на первый взгляд, поправка, не проходит, я прошел уже два круга, мне прислали на многих страницах объяснения, почему она не может быть принята. Эта строчка может принести бюджету существенную прибыль, она может стоить миллиарды рублей, которые не останутся в экономике, а уйдут чиновникам в карман.
- В марте, во время нашей предыдущей встречи вы говорили о поправках, касающихся маркировки молочной продукции. Есть подвижки в решении этого вопроса?
- Технический регламент по молоку – это моя мечта. У нас практически 60% молока – из порошка. Это не молоко. Когда я стал говорить о необходимости принятия регламента, со мной шепотом общались. Сейчас уже ругаемся в полный голос, но стоят стеной. На меня смотрят как на предателя чьих-то интересов.
Я объясняю, что я хочу просто, чтобы меня, как потребителя, не обманывали, то есть если в продукте больше 60% сухого молока, на этикетке должно быть написано не «Молоко», а «Молочный напиток» - простая бытовая фраза, людям не нужны никакие научные таблицы. Если удастся протащить этот регламент, нашей молочной промышленности будет дан огромный толчок.
Но нам еще и рынок помогает. В связи с развитием биотоплива и изменением климата сухое молоко в мире подорожало в 2,5 раза. Закупочная цена на молоко в России поднялась за месяц на 25%.
- Перейдем от экономики к политике. Что думаете о грядущих выборах в Госдуму? Как, по вашему мнению, будут проходить грядущие федеральные кампании?
- Особенностей у них никаких не будет в сравнении с предыдущими кампаниями. Мне вообще не нравится, что у нас депутаты теперь не будут «привязаны» к конкретным территориям. Непонятно, чем будет заниматься Дума. Раньше депутаты Госдумы относились к членам Совета Федерации с некоторым пренебрежением. Сейчас получится наоборот: мы действительно привязаны к территориям и мы их защищаем. У нас, кстати, есть еще и полномочия, мы можем голосовать, как считаем нужным. В Думе же, сами депутаты признаются, что они, как «попки», то есть они даже не знают, как голосуют: у них просто забирают карточки и говорят: как фракция решила, так и будет. Многие из депутатов, которые зачастую обеспеченные люди, уже не собираются баллотироваться, потому что они ничего не решают, их мнение никого не интересует.
Вот депутат голосует, а перед кем он отвечает? Перед фракцией? А что такое фракция? Это 5-6 человек, обычных, не гениев. Они решили и, получается, приняли коллегиальное решение в интересах страны?!. Это неправильно. Я вообще не понимаю, как можно было депутата отрывать от территории. Пожалуйста, давайте по партийным спискам, только человек должен знать, что он привязан к конкретному региону, он должен знать свой округ, бывать постоянно там. Нельзя ставить «паровозами», во главе региональных списков губернаторов. Губернатор уходит, место занимает какой-то «тютькин», за которого вообще никто не голосовал. По сути, «тютькиных» и «пупкиных» избираем. Что за глупость?!
- Каково ваше отношение к депутатам, которые, избираясь по спискам одной партии, придя в Законодательное собрание, вступают во фракцию другой партии? Такие случаи в регионах нередки.
- Я вообще считаю, что у нас нет партий, в глобальном понимании этого слова – у нас же нет идеологии. В Советском Союзе была идеология, ради которой люди совершали подвиги и гибли. Сейчас этого нет. Все партии якобы хотят что-то сделать для страны, а на самом деле – для себя. Может быть, есть процентов 10-15 людей, которые действительно хотят что-то сделать для страны, не отрицаю. Но, во-первых, к сожалению, этих людей меньшинство, во-вторых, они слишком порядочные, чтобы занимать высокие посты, а, не имея высоких постов, они не могут принимать решения.
- Тем не менее, сегодня вы – назначенный сенатор, представитель Курганской областной Думы. Три года работаете с нашими депутатами. Как строятся отношения – это ВЗАИМОдействие? Всегда ли находятся точки соприкосновения?
- Мне кажется, у нас очень хороший контакт, и самое главное, что пришло понимание: и ко мне, потому что я не очень хорошо понимал работу сенатора, когда шел в Совет Федерации, и к депутатам. Если раньше от меня требовали «пробить» километр газопровода, деньги на дорогу, сегодня это тоже требуют, но понимают уже, что фактически от меня это не зависит. У нас все выстроено так, что Совет Федерации не может что-то «выбить» в бюджете. Только что-то более глобальное. Думаю, что моя поправка, например, по ветеринарии, поможет в том числе и Курганской области, я входил в группу по разработке пятилетней программы развития сельского хозяйства – для Курганской области это тоже важно. Я считаю, что моя заслуга в том, что бюджет увеличен более чем в 2 раза в течение пяти лет. Деньги придут и в Зауралье. Депутаты это понимают. Самое главное, что депутаты и сенаторы и других регионов это поняли. Мы можем даже не договариваться ни о чем друг с другом, но думать одинаково.
Управление страной в России выстроено таким образом, что выбить что-то может только губернатор – только он обладает полномочиями и необходимым инструментарием. Мы ему можем только помогать: давить на министерства и т.д.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Кургане? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Курганистан», чтобы узнавать все новости первыми!