«Витька Зубков? Конечно, помню. Я в него по уши влюбилась тогда. Красавец парень был…»
Маленький уральский городок Кушва за одни сутки стал знаменит на всю страну. Еще бы – именно в этих местах родился новый премьер-министр России Виктор Зубков, которого уже назвали будущим президентом РФ. Корреспондент «URA.Ru» отправился на родину господина Зубкова и готов рассказать и показать, какой памятник и почему назвали в честь своего знаменитого земляка кушвинцы, в какой кроватке спал маленький Витя в далеком 1947 году, в каком лагере отдыхал пионером, какие запрещенные частушки пел в 16 лет и, самое главное, с какими девушками он коротал вечера под тополями деревни Кабан. Подробности – в репортаже нашего агентства.
Кушва находится примерно в 200 километрах от Екатеринбурга. Городок небольшой, с населением в 35 тыс. человек, но с большой историей – основан еще в 1735 году. Как и многие среднеуральские населенные пункты, Кушва своим созданием обязана металлургической отрасли. На въезде в город висит щит – «Добро пожаловать в Кушву – город заводов». Едем в местную администрацию, чиновники которой, как оказалось, уже с самого утра только и заняты тем, что обсуждением последней и самой главной городской новости – новый премьер правительства страны Виктор Зубков, да что там, возможно, будущий президент России Виктор Зубков родом из их мест.
Перед мэрией стоит изваяние, которое горожане окрестили памятником бессмертному горцу Дункану Маклауду. Ассоциации, говорит в разговоре со мной 20-летний горожанин по имени Саша, вызваны двумя вещами: во-первых, уральцы тоже горцы, во-вторых, очень уж похож красноармеец с оголенной и занесенной над головой шашкой на известного голливудского персонажа. Но мое внимание больше привлекает надпись на памятнике, которая в виду последних событий в далекой Москве, приобрела особый смысл. Надпись гласит: «Борцам за власть». И лишь в самом низу фраза завершается словом «советов». Молодой кушвинец Саша еще не знает, что его земляк скоро станет главой государства и поэтому надпись на памятнике ему неинтересна. Пока его интересует, где я купил свои ботинки.
Зато заместитель главы Кушвы Григорий Трегубов сегодня только и занят тем, что отвечает на телефонные звонки журналистов из Москвы, Екатеринбурга и вопросы своих коллег, которые то и дело забегают к нему в кабинет и спрашивают: «Ну как, ездил? Что там?». И тем, и другим, он отвечает примерно одно и тоже: «Не там ничего. Трава одна». Речь идет о родине известного земляка Виктора Зубкова – поселке Арбатском, который находится от Кушвы примерно в 35 километрах.
«А знаете ли вы, что в 1801 году царь Александр I решал вопрос о том, чтобы дать нашему городу статус столицы Уральской губернии? – Спрашивает меня историк по образованию Григорий Геннадьевич, помешивая в чашке кофе, который ему уважительно принесли его коллеги. – Я, будучи питерским студентом, нашел этот факт в архивах Санкт-Петербурга. Только вмешательство екатеринбургских купцов (понятно, что оно заключалось в звонкой монете кое-кому из окружения самодержца) повлияло на то, чтобы столицей все же сделали Екатеринбург». Вероятно, из этой ремарки следовало, что историческая справедливость восторжествовала и Кушва все же прославилась на всю страну.
Вице-мэр Григорий Трегубов оказался не только подкованным в истории. «Дорога в Арбатский идет по охотничьим, грибным и ягодным местам, – рассказывает молодой чиновник, показывая мне на своем рабочем ноутбуке спутниковую карту Google. Такая ориентировка в Интернете удивляет, поскольку зачастую даже некоторые областные министры до сих пор веб-сайты называют «сайдами». – Нужно выехать на новую трассу на Качканар и свернуть на просеку. Километров через 35 будет заполненный водой старый карьер, где Красноуральский медеплавильный комбинат добывал раньше медь. Вот там и будет место, где раньше был Арбатский. Но ничего вы там не найдете. Все поросло травой. Я там сегодня был, проехать довольно сложно». В это время в кабинет заходит еще один служащий мэрии, который, услышав про карьер, рассказывает, что не так давно в этом районе замеряли уровень радиации, который оказался очень высоким. В чем причина фона – объяснить никто не может. Местные жители списывают на несанкционированную свалку отходов, возможно со «Святогора» УГМК (новое название Красноуральского меткомбината).
По словам кушвинского вице-мэра, Арбатский как населенный пункт упразднили около 50 лет назад. Поэтому какие-либо данные об известном земляке найти сегодня довольно трудно, но можно. Тут его перебивает все тот же коллега, и рассказывает, что еще в 1972 году он был в этом месте, и тогда в поселке еще оставалась одна семья. Его коллега возвращает себе инициативу в беседе: «Поселок начал хиреть после того, как комбинат переключился на находившийся неподалеку Волковский рудник. Сегодня мы ищем в архивах информацию о Викторе Зубкове. И не в одном архиве. Я знаю, что архив есть на комбинате. Там должны быть все данные, о соседях, о родителях и так далее. Думаю, в ближайшее время мы эти данные найдем».
Поселение, по словам Трегубова, образовалось в связи с тем, что рядом в карьере были найдены запасы меди. Так, примерно, в 1940 году и появился поселок, в котором во времена его расцвета насчитывалось 300 дворов. Здесь была школа, больница и даже библиотека. Функции руководства в Арбатском были возложены на исполком и совет народных депутатов, которые подчинялись кушвинскому совету. «Сегодня Виктора Алексеевича считают питерским. Это нынче модно. Но я уверен, что он прекрасно помнит свои родные места. Пусть и прожил он здесь относительно недолго, до 17 лет», – говорит зам главы Кушвы.
На политические вопросы Григорий Трегубов отвечает неохотно. «Я бы не хотел что-либо говорить на эту тему. Нужно понимать степень ответственности в этой ситуации. Но, мы все считаем, что решение президента Путина было очень взвешенным. Страна по-прежнему нуждается в подъеме. И это назначение, думаю, адекватная мера. Но мы не делаем из этого никакого символа. Что касается нас как земляков и горожан то мы сделаем все, чтобы поддержать его. Средняя явка в Кушве на выборах составляет порядка 50%. Я не исключаю, что если Зубков будет участвовать в выборах президента страны, то на выборы придет гораздо больше горожан».
Расставшись с вице-мэром, едем к месту рождения будущего президента страны, добраться до которого, как оказалось, действительно непросто. После получаса плутания по лесу, который больше напоминает места пушкинского Лукоморья, натыкаемся на пару грибников. «Тюрины мы, – говорит женщина. – Борис и Елена». С биографии Виктора Зубкова начинает спадать завеса тайны, когда в ходе беседы выясняется, что Елена Тюрина уроженка поселка Арбатский, который, по ее словам, стал называться так гораздо позже, а до этого здесь были две деревни – Кабан-1 и Кабан-2. Лишь потом их переименовали в поселок Арбатский. «Я недавно был там. Рядом кладбище, Последнее захоронение здесь датировано 1965 годом, – говорит Борис Тюрин. – А неподалеку от пустыря, в километре где-то – стоял раньше детский лагерь «Березка». Мы здесь каждый год грибы собираем. Раньше еще было полно брусники, земляники, другой ягоды. Но потом она пропала почему-то. Сам я не охотник. Но места здесь для этого дела – чудные: лось, медведь водятся. Ну и еще жену свою сюда отвез, чтобы посмотрела на место, где она родилась. Ее мать, моя теща в Арбатском работала главным бухгалтером».
Наши знакомые любезно согласились проехать с нами к бывшему поселку, который заметить невооруженным глазом оказалось не просто. Только тополя и рябина, которые растут лишь в населенных пунктах, указывают на то, что здесь когда-то жили люди. Правда, каким-то мистическим образом среди бурьяна и крапивы мы нашли детскую кроватку, ржавую и старую. «Вот в таких кроватках мы все здесь в Арбатском и росли», – вспоминает наша проводница.
«И когда комбинат работал, и когда ушел отсюда, люди в основном жили своим хозяйством: ягоды, грибы, кто позажиточнее был – держал коз и коров. Магазин был даже. Но в те времена, военные, не скажу, что здесь была жизнь у людей с достатком. Хотя с голодухи никто не помирал. Пекли лепешки с лебедой, – рассказывает Елена Тюрина. – Я тогда маленькая была, но помню частушки, которые пели тогда наши. Вообще, жили весело, даже во время войны. А частушки такие были: «На Кабàне жили в бане, одевались пологом. На работу мы ходили каждый день все голодом». Или вот: «Ох, Кабàнскую мы жизнь весело помянем. Утром встанешь, хлеба нет, песенку затянешь» (смеется). Нда, я помню, родители нас ругали за это творчество. Кто ж в Советском Союзе, да еще и во времена Сталина песенки про голод пел?! Да что я вам рассказываю, у меня же сестра старшая, в Тюмени сейчас живет – Надя. Она помнит все, и соседей наших, и то время. Позвоните ей, может она что расскажет».
Надежда Михайловна оказалась женщиной давно пенсионного возраста. «Зубков, Зубков…, – вспоминала она вслух. – А, Витька что ли? Витька Зубков? Помню, конечно! Я в него тогда влюблена была по уши. Красавец парень был. Учены-ы-ы-й! Да не только я, все девки наши кабанские по нему сохли. А где он нонче?!».
Правда, узнав, где нонче Витька, Надежда Михайловна, вдруг, перестала откровенничать и тут же распрощалась с нами.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.